вместо урны с прахом в нише колумбария , и
т.п.).
Посмертный (погребальный) инвентарь тоже
может выполнять вспомогательную функцию, дополняя
или замещая отдельные элементы как погребального сооружения (захоронение в
ладье, повозке, санях
или на
40
троне, ложе, нартах и пр.), так и
дополнительной структуры (например, установление в качестве
надгробных памятников реальных предметов, символизирующих профессиональную
принадлежность
умершего или его ранг, и т.п.).
Иногда, и это важно учитывать при создании
классификаций, имеет место рекомбинация разрядов предметов
посмертного инвентаря за счет смены функций в процессе захоронения. Например,
погребальные носилки опуска
ются вместе с телом в могилу и оставляются там (налицо переход из разряда
сопричастного инвентаря в
сопровождающий, с приобретением вспомогательной функции — «несущей поверхности»
в погребальном
сооружении; если же тело снимается с носилок и носилки остаются в могиле,
происходит тот же переход, но без
обретения вспомогательной функции «несущей поверхности»); если же погребальные
носилки укладываются на
бортик могильной ямы или помещаются в отдельную от умершего камеру, то
происходит переход из разряда
сопричастного инвентаря в разряд сопутствующего или сопредельного и т.д. То же
самое происходит и с другим
инвентарем, например с тягловыми или ездовыми животными, доставляющими
покойника к месту погребения, —
убитые и захороненные вместе с умершим, они переходят из разряда сопричастного
инвентаря в сопровождающий.
Глава 5 ПОГРЕБАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ
Переходя к более подробному рассмотрению
погребального комплекса, напомним его формальное
определение, принятое в данной работе: «Погребальный комплекс — это
совокупность
взаимосвязанных объектов, т.е. система, организованная сочетанием
четырех (как максимум)
составляющих: двух постоянных (А — погребальное сооружение — внешняя структура;
Б — останки
погребенного — внутренняя структура) и двух переменных (В — посмертный
(погребальный) инвентарь;
Г — дополнительная некрологическая структура)». Каждая из составляющих
погребального комплекса
является, в свою очередь, сравнительно сложной структурной единицей и может
быть расценена как
подсистема, входящая в систему компонентов, образующих погребение (см.
табл. 2,3).
Попытаемся выделить структурные единицы
погребального сооружения вначале на топологическом
уровне, а затем — на морфологическом.
Как уже говорилось, изначально (т.е. с эпохи
мустье) существуют три архетипа погребального
сооружения61: 1) «яма» (углубление); 2) «насыпь» (возвышение); 3)
«ниша» (углубление в сочетании с
возвышением). Появление примерно 100—90 тыс. лет назад сразу трех архетипов
было вполне
закономерным, так как отражало пространственную ситуацию, существующую в
природе, которую и
использовал древний человек в целях сокрытия своих умерших. Для этого он
выкапывал ямы в
41
полу убежищ или устраивал подбои в бортиках
пещерных отложений (использовал палеоантроп и
естественные каменные ниши, помещая туда тела умерших) и затем присыпал их
землей и/или
обкладывал камнями. Иногда покойников укладывали «на горизонт» и покрывали их
насыпью из камней
и/или грунтовых отложений. Более того, создавая эти три архетипа стационарного
погребального
сооружения, палеоантропы не просто воспользовались всеми доступными их уровню
развития
вариантами решения — они «создали» три единственно возможных архетипа.
Все, что в дальнейшем было на этом пути
сотворено человеческими руками, либо типологически близко
повторяет данные архетипы, либо дает варианты их сочетания, что, впрочем, было
известно и неан
дертальцам (например, захоронение в грунтовой яме под насыпью, полностью ее
перекрывающей, —
погребение Ля Феррасси 5 (Франция), возраст — примерно 40 тыс. лет), так что
конструктивная
сложность, строительное совершенство, колоссальные размеры многих погребальных
сооружений
последующих эпох являются лишь делом техники, времени и ресурсов (к примеру, в
XX в., когда
появились условия для доставки умершего или его останков в космос с царящей там
невесомостью,
возникает новый архетип погребального сооружения — сфера в безвоздушном
пространстве).
Следовательно, здесь можно наметить лишь условные хроностерео-типологические
ряды*:
1. ЯМА... — это и: яма с
уступом (неолит); яма с заплечиками (энеолит — ранняя бронза);
подземная усыпальница открытого типа (наподобие карьерной выработки) — яма со
спуском (царские
захоронения в Уре [Вулли Л., с. 51—89]); ступенчатая могила (Китай: эпоха Инь
[Кучера С., с. 120—
126]); шахта или «колодезная (цилиндрической
формы) могила» (шахтовые гробницы в Микенах: конец
среднеэлладского — начало позднеэлладского периода и tomba a pozzo культуры
вилланова в Италии:
iX—VIII вв. до н.э. [Монгайт А.Л., 1974, с. 42, 43, 142, 149]); траншея (неолит
[Макаренко М.О., 1933])
и т. п.
2. НАСЫПЬ... — это и:
курган (неолит — энеолит [Смирнов Ю.А., 1980]); «каменный курган, каменный
круг» (жальник — чудь и новгородские
словены: середина I тыс. н.э. [Лебедев Г.С., Рябинин Е.А.]);
маста-ба (усеченная пирамида) — как надмогильное сооружение (Египет (мастаба
Шепсескафа; IV
династия), ступенчатая пирамида (Джосер, Хуни и др.; Ill династия), ломаная
пирамида (Снофру; IV
династия), истинная пирамида (десятки пирамид: от Хуфу до Хинджера; IV— XIV
династии)
[Замаровский В.]); конус («гробница пророка Даниила» в Сузах [Хинц В., с. 7,
рис. 1]); усеченный конус
(варяжский курган в Гнез-дове (2-я половина X в.) [Булкин В.Л.; Кирпичников
А.Н. и др., с. 226, 227]);
цилиндр (? — курганы афанасьевской культуры (энеолит) [Вадецкая Э.Б., 1986, с.
15—26], курган
Аржан (сибирские скифы VIII— VII вв. до н.э.) [Грязное М.П.,
1980]), цилиндрообразный «Монумент
гарпий» («башня-могила»), Ликия (Малая Азия:
VI—V вв. до н.э. [СА, с. 363] и инкские погребальные