koryan, кирг. koryon... ср. далее тюрк,
kuryamak — "укреплять", kurmak — "сооружать".
...Сомнительна
связь с перс, gurxane от gur —
786
"могила", хапе — "дом"...
[Фасмер. Т. II, с. 424]. ...Польск. и чеш.-словац. — kurhan, болг. курган
—
"могила"... венг. kurgan — "холм" ...литов. kurganas,
латыш, kurgans — "курган"... [Мурзаев Э.М., с. 316,
317].
КУРГАННАЯ ГРУППА
Курганная группа («внешняя» группа некрополя в курганном могильнике)
[англ, group of barrows; нем.
Hugelgruppe] — обособленное скопление (не менее трех)
одновременных/однокультурных и (не менее
четырех) разновременных/разнокультурных курганов, расположенных на
естественно и/или
искусственно ограниченной территории и/или имеющих морфологически выраженную
структуру («ряд»,
«розетку» и т.п.).
Минимальное число (три/четыре) курганов,
выбранное как условный количественный критерий, определяющий
статус памятника в качестве курганной группы, позволяет выявить преднамеренное
структурирование отдельного
участка некрополя: три и более насыпей могут образовывать скопления
(треугольное, лепестковидное и пр.),
выстраиваться в линии (цепочки) — прямую, дугообразную и т.п. (см., напр.,
[Чернопицкий М.П., 1979; 1980]).
КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК
Курганный могильник [англ. barrow cemetery; франц. necropole tumulaire;
нем. Hugelnekropole] —
обособленное скопление (не менее четырех) одновременных/однокультурных и
(не менее пяти)
разновременных/разнокультурных курганов, расположенных на естественно и/или
искусственно
ограниченной территории (см., напр., [Кызласов И.Л., 1995, с. 99—103]) и/или
имеющих морфологически
выраженную структуру («цепочка», «розетка», «четырехугольник» и т.п.) (см.,
напр., [Грязное М.П.,
1961а]).
Минимальное число (четыре/пять) курганов,
выбранное как условный количественный критерий, определяющий
статус памятника в качестве курганного могильника, отражает, с одной стороны,
тенденцию к закреплению
«сакрального» значения данного участка территории, а с другой — позволяет (в
связи с наличием некоего ядра)
пространственно структурировать систему будущего некрополя — создавать
обособленные группы захоронений,
образовывать отдельные участки, выделять центр могильника, его периферию и пр.
Естественными границами считаются особенности
рельефа данной местности (водная, горная преграда, грива,
западина и пр.), разделяющие два однотипных погребальных памятника,
относительно близко расположенных друг
от друга.
За искусственные границы помимо выраженных
ограждений (валов, рвов, стен и т.п.), как правило, принимается и
пустое пространство, не занятое погребальными комплексами. В качестве
минимального расстояния между двумя
могильниками можно принимать чистое пространство, необходимое для создания трех
наиболее крупных (для
данных могильников) погребальных комплексов.
187
КУЯВСКАЯ МОГИЛА
Куявская могила [англ. Kujavish grave] — тип могильного сооружения,
характерный для р-на Нижней
Вислы (Польша) в период развитого (VI—III тыс. до н.э. — Ю.С.) неолита
(культура воронковидных
кубков). Треугольная или трапециевидная насыпь, иногда достигающая более 91,4 м
в длину,
перекрывала одиночное захоронение по обряду ингума-ции. Иногда количество
погребений доходит до
двух или трех, но куяв-ские могилы не являются коллективными захоронениями [АС,
с. 130].
ЛАБИРИНТ
Лабиринт [ХарйриЮос] ("дом блужданий" [Зелинский Ф.Ф., с. 165]) —
здание с многочисленными и
запутанными ходами.
I. Лабиринт египетский —
заупокойный храм Аменемхета III (XII династия; 1840—1792гг. до н.э.) при
второй (хаварской) пирамиде, соединенный с ней крытым проходом (Фаюмский оазис,
у совр. деревни
Хавара-эль-Макта) [Petrie W.M.F.]. Описан Геродотом (Her. II, 148). Упоминается
у Диодора как склеп
царя Менда (Марра) (Diod. I, 61); у Ликея (по Плинию) как усыпальница Мерида
(Plin. Nat. hist. XXXVI, 19
(13)); описывается Страбоном (Strab. XVII, 1, 37) (см. [Лосев А.Ф., с. 228—
231]).
II. Лабиринт критский:
1. Толкования: а) —
кносский дворец; б) — рисунок в виде свастики, меандра, переплетающихся линий,
расплетающегося клубка (на кнос-ских и других монетах Лабиринт имеет форму
квадрата, круга,
спирали; в памятниках изобразительного искусства — форму ломаной орнаментальной
линии
(меандра) на колоннах или полах кносского дворца); в) — орхестра для танцев в
северо-западном углу
кносского дворца; г) — пещеры (Etymologicon Magnum). «Около Навлипии были
пещеры и сооруженные
в них лабиринты. Называются они циклоповскими» (Strab. VIII, 6, 11); д) — храм
Зевса Лабрантского на
Крите: «...Labrynthios, поскольку основным символом и атрибутом этого Зевса
является двойной топор
(Xdppuc). ...Зевс Лабрантский есть один из древних хтонических Зевсов, а
Критский Зевс тоже главным
образом хтонический» [Лосев А.Ф., с. 213—215, 230].
2. Мифологические сюжеты:
а) — убежище Минотавра (Аполлодор, Диодор, Гигин, Плутарх, Катулл,
Вергилий, Овидий, Каллимах); б) — площадка для танцев, культовое действо и
танец, игра и
художественное изображение ([Лосев А.Ф., с. 214, 215, 217, 231]; здесь же и
ссылки на источники).
3. Другие лабиринты
античной традиции: а) лемносский, б) италийский (гробница царя этрусков
Порсены) (Plin. Nat. hist. XXXVI, 19(13), по А.Ф.Лосеву).
ЛАРНАК
Ларнак [греч. Xdpvaf] — 1) ящик, сундук, — Horn., Her.; 2) погребальная урна,
— Нот. (Гомер. Ил., XXIV:
795; золотой ларнак предназ-