умершего в погребальном сооружении. Отсюда,
вероятно, вневременной и внепро-странственный
изоморфизм этого обряда, т.е. бесконечная повторяемость поз всех погребенных на
протяжении
последних ста тысяч лет.
Если же целостность тела была нарушена, то
морфология внутренней структуры зависела от степени
нарушения и/или от того, какие части тела предназначались к захоронению.
Например, при трупосожжении остатки
полукремации (слабо- или средне-деформированные кости, как, например, у
древних хеттов, древних индийцев [Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс., Т. II, с.
826—829], героев «Илиады»),
кремации (фрагменты сильно деформированных костей, углистая масса, возможно, с
остатками самого костра, как,
например, у пруссов VI—XIII вв. [Кулаков В.И., 1990, с. 20]) и ПОЛНОй кремации
(прах, пепел) могли складываться в
дополнительное вместилище типа «сосуд» или «ящик» и помещаться в стационарное
погребальное сооружение
(так называемые урновые Погребения) или же просто закапываться в землю в
компактном виде (возможно,
предварительно вкладываясь в дополнительное вместилище типа «мех»/«вьюк» —
безурновые Погребения).
Помимо этого, остатки трупо-сожжения могли
рассеиваться (вариант — развеиваться) на сравнительно большой
площади как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении (иногда их
называют «рассредоточенные
(послойные) трупосожжения»), причем все три варианта могут встречаться в одном
и том же месте, как, например, в
могильниках черняховской культуры (~ III—IV вв.) [Никитина Г.Ф., с. 119—125,
табл. 47], или даже в одном и том же
погребении, как, например, в Гнездове (IX—X вв.) [Каменецкая Е.В., с. 128].
Внутренняя структура погребения в большинстве
случаев развернута по горизонтали (горизонтальное
положение умершего: скорченное или вытянутое), иногда — в зависимости от особых
форм
расположения останков — по вертикали и по горизонтали одновременно
(вертикальное положение
умершего: вытянутое — «стоячее» или скорченное — «сидячее»). В случае с
погребением двух или
более индивидуумов внутренняя
33
структура усложняется и соположение
погребенных может строиться как по горизонтали (в один или
несколько рядов), так и по вертикали (один умерший над другим — так называемые
многоярусные
захоронения).
Формы организации внешней структуры
погребального комплекса также обусловлены совокупностью
общественных отношений и уровнем развития производительных сил того или иного
конкретного
общества. Однако морфология внешней структуры, учитывая, что основная ее
функция направлена на
изоляцию умершего, в еще большей степени детерминирована законами физического
мира. Отсюда,
думается, наличие только двух архетипов могильного сооружения: углубление —
«яма» и возвышение
— «насыпь» — и невозможность получения на
этом пути принципиально новых конструктивных
решений. Кроме того, определенные ограничения на формообразование внешней
структуры налагают
количество и характер материала, использованного для создания погребального
сооружения (обычно
для сооружений в верхнем полупространстве), материальные и людские ресурсы,
выделенные
(имеющиеся) для этой цели, и/или свойства материала (обычно для сооружений в
нижнем
полупространстве), в котором создается погребение, например в сыпучем или
скалистом грунте
обычная яма может заменять традиционную катакомбу.
Структура погребального сооружения в целом
развернута по горизонтали и вертикали одновременно.
Как правило, она складывается из отдельных элементов, которые и образуют
замкнутое пространство,
предназначенное для помещения останков умершего.
Сочетание останков умершего с созданным или
использованным для его помещения сооружением
придает последнему новое качество: яма с погребением — это могила, погребальный
комплекс; яма с
пищевыми запасами (отбросами) — хозяйственная яма. Позднее, с появлением
некрополей —
грунтовых и курганных могильников, кладбищ и пр. — и отделением их от жилых и
хозяйственных
построек, т.е. вынесением их за пределы поселений или отведением им в пределах
поселений отно
сительно строго ограниченной территории, погребальное сооружение, не содержащее
останков
покойника, но соответствующее «могильному» стереотипу некрополя, обычно
расценивается как
кенотаф44. До этого момента кенотафы археологически не фиксируются,
но могут быть расценены как
дополнительные некрологические структуры (например, ямы с инвентарем,
зафиксированные на
территории мезолитического могильника Попово (Архангельская обл.) [Ошибкина
С.В., с. 178—204], или
ямы с так называемыми кладами на территории волосовских (пережиточный неолит —
энеолит)
могильников и стоянок Володары (Горьков-ская обл.) и Владычинская-Береговая И
(Рязанская обл.)
[Цветкова И.К., 1975; 1985а; 1990]).
Погребальный (т.е. погребаемый,
захораниваемый) инвентарь — часть посмертного набора —
определяется перечнем предметов (артефактов и неартефактов), предназначенных к
погребению
вместе с умершим и/или отдельно от него. Посмертный набор, по крайней мере
подавляющая его
часть, составляется по избирательному принципу из набора прижизненного. Понятие
«прижизненный
набор» определяет все множество предметов, которыми пользовался или мог
пользоваться че-
34
ловек на протяжении своей жизни. Прижизненный
набор надо расценивать как исходный комплекс для
составления набора посмертного — именно исходный, а до появления вотивных
предметов, возможно,
и единственный (это замечание касается в основном артефактов).
В погребальном комплексе инвентарь развернут
преимущественно по горизонтали. Но возможны и
другие варианты его размещения как во внешней структуре, так и в
дополнительной, причем варианты
размещения набора в значительной степени зависят от конструктивных особенностей
того или иного
сооружения. Каждая элементарная единица посмертного набора может занимать
определенное место в