прихоти устроителей захоронения или же
желания (высказанного в завещании) самого умершего, могут
использоваться и в качестве дублирующих объемов (хлебный ларь, шкатулка для
драгоценностей,
чаша для вина и пр.) или же несущих поверхностей (блюдо, ложе, ладья, повозка,
сани и пр.).
Морфологически дублирующие объемы подразделяются на три основных вида:
А — аморфные;
Б — геометрические (кубовидные,
цилиндрообразные, шарообразные, биконические и т.д.);
В — подражательные (мимаморфные).
Среди последних выделяются два условных
подвида: 1. — «Природные»: антропоморфные (например,
крупные сосуды-догу позднего и финального дзёмона [Василевский Р.С., с. 133]),
антропоморфные
гробы и саркофаги Древнего Египта и... средневековой Англии [Арьес Ф., с. 136]
или погребения в
глиняных статуях у ольмеков [ВайянДж., с. 227]) и майя [Диего де Ланда, с. 163]
и даже «жанровые»
(например, этрусские урны [Монгайт А.Л., 1974, с. 168] и этрусские терракотовые
саркофаги [Брей У.,
Трамп Д., фото 107; Монгайт А.Л., 1974; вклейка между с. 152 и 153]);
зооморфные и фитоморфные.
2. — «Культурные»: жилищеобразные (например,
в культуре вилла-нова: ранний железный век Италии
или у германцев римского времени [Монгайт А.Л., 1974, с. 141, 338]);
ладьевидные (например, в раннем
бронзовом веке Британии [Монгайт А.Л., 1974, с. 112], у современных
австралийцев [Берндт P.M.,
Берндт К.Х., с. 374] или в
склепах-астода-нах, напоминающих боевые башни, у осетин XIX в.
(наблюдения автора в «городе мертвых» у аула Даргавс в Северной Осетии); ванно-
или туф
леобразные (у парфян [Рапопорт Ю.А., с. 16; Литвинский Б.А., с. 168]) и т.п.
Встречаются и смешанные формы (миксаморфы,
например саркофаги или урны, сочетающие в себе
геометрические и антропоморфные формы или очертания: этрусские урны [Обермайер
Г., с. 662, рис.
389], лицевые урны кашубской, поморской и других культур железного века [Граков
Б.Н., с. 84, 85;
Монгайт А.Л., 1974, с. 348, 349], или геометрические и зооморфные, например
крышки хорезмийских
(«статуарных») оссуариев с изображениями птиц и баранов [Снесарев Г. П., с.
114, 115]).
У некоторых народов, практикующих или
практиковавших в основном наземные и надземные
захоронения, указанные типы вместилищ (т.е. ящик, сосуд, мех) могут
представлять собой
самостоятельные сооружения, т.е. располагаться непосредственно «под открытым
небом» (например,
«бездонные» саркофаги у семитов ветхозаветного времени [Зельцер Д., с.
603—609], или колоды
(калталаоха) с телами умерших, размещавшиеся на помостах (дэсиун), возведенных
на сваях или в
развилке дерева у нивхов [Гаер Е.А., с. 85], или же туеса либо горшки с
остатками трупосожжений,
установленные на столбах (дьяковцы,
53
славяне-язычники [Смирнов К.А., с. 53—61;
ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, с. 6 ], или тела умерших,
завернутые в сети и помещавщиеся на помостах у современных австралийцев [Берндт
P.M.,
БерндтК.Х., с. 374] и т.п.).
Данные типы вместилищ используются (или могут
использоваться) и в захоронениях, связанных с
водной поверхностью.
Глава 6 ОСТАНКИ ПОГРЕБЕННОГО
Как уже говорилось, внутренняя структура
погребального комплекса зависит в первую очередь от того, в
каком состоянии целостности тело умершего было предано погребению. Поэтому
здесь, хотя бы в
общих чертах, следует рассмотреть птоматологический цикл операций, традиционно
существующих в
человеческом обществе.
Все действия, направленные на тело умершего
до его захоронения или выставления, за исключением
вызванных случайным стечением обстоятельств, происходят либо в жилых
помещениях, либо в
специально отведенных для этого местах; последние в данной работе
рассматриваются как
«дополнительные (некрологические) структуры», несущие птоматологические
(производственные)
функции.
На ранних этапах тафогенеза эти места
представляют собой не всегда даже обособленные от жилья и
часто открытые площадки (похоронные холмы, платформы, настилы и т.п., см.
ниже), на которых и
происходят соответствующие операции. Позднее для птоматологических действий
отводятся или
строятся специальные помещения (бальзамировочные, фунералии, покойницкие,
морги, анатомические
кабинеты/театры, крематории и пр.), которые обычно отделены от жилых помещений
(например, ката
(насахона) у парсов [Иностранцев К.А., 1909, с. 99, 100]). Иногда
птоматологические операции
производятся непосредственно на месте погребения (к примеру, «обряд сожжения на
месте») или
выставления (например, действия, направленные на поддержание мумий Ленина, Мао
Цзэдуна, Хо Ши
Мина и других «культурных героев» эпохи социализма и производящиеся
непосредственно в местах их
экспонирования). Птоматологические операции могут протекать попеременно в жилых
и так
называемых производственных помещениях (последние, впрочем, могут быть как
постоянно используе
мыми, так и временно задействованными).
Все птоматологические операции можно
разделить на предварительные и окончательные. По сути же
производимых воздействий на тело умершего они делятся на ряд определенных
стадий (см. табл. 4).
Предуготовление тела. В эту стадию включаются такие, например, действия, как
смачивание,
обтирание и/или обмывание тела, его окуривание, умащение и натирание различными
составами,
окрашивание (раскрашивание, татуирование и т.д.), а также бритье и стрижка
(иногда
полное обривание всего волосяного покрова) и, наконец, обряжание тела умершего
в соответствующие
традициям одеяния или же его пеленание, заворачивание и пр. Как видно, все эти
действия не связаны