правило, миниатюрные изображения («копии»)
людей, животных, растений, предметов и объектов
бытового и культового назначения.
В зависимости от степени связи предметов,
входящих в состав погребального (похоронного) инвентаря,
с погребальным сооружением и/или с останками погребенного инвентарь делится на
четыре подтипа: 1
— сопровождающий погребальный инвентарь; 2 —
сопутствующий погребальный инвентарь; 3 —
сопредельный погребальный инвентарь; 4 — сопричастный погребальный инвентарь
(подробнее см. гл.
4).
Понятие «погребальный (могильный,
сопровождающий, сопроводительный, сопутствующий,
похоронный) инвентарь» широко используется в исследовательской
(археологической, этнологической
и т.п.) практике. Однако границы этого понятия весьма размыты, и часто предметы
инвентаря
описываются как конструктивные элементы погребального сооружения, и, наоборот,
в его перечень
включаются не только отдельные элементы погребального сооружения, но и целые
блоки таких
элементов (типичный пример — в качестве предмета погребального инвентаря
73
рассматривается находящийся в могильной яме
сосуд, содержащий остатки трупосожжения). То же
происходит и с различными видами подстилок, в особенности подсыпок и/или
покрытий (засыпок),
широко известных в археологической практике (ковры, циновки, береста, ветви,
стебли растений, трава,
цветы и пр., а также охра и мел в порошкообразном состоянии, зола, уголь и
т.п.).
Одни исследователи относят их к категориям
погребального инвентаря, другие — выделяют в особую,
отдельную от инвентаря категорию, так и обозначаемую «подсыпки и подстилки», а
третьи — относят их
к элементам погребального сооружения или дополнительным структурам. Примерно то
же происходит и
с разнообразными «перевозочными» средствами (повозками, лодками, носилками и
пр.),
использованными в погребении для помещения останков умершего. Они расцениваются
то как
предметы погребального инвентаря, то как элементы погребального сооружения.
Подобная картина
наблюдается и в отношении остатков животных, обнаруживаемых в погребениях, — их
то вносят в
категорию погребального инвентаря, то выделяют в особую категорию «кости
животных», часто
придавая им семантическую нагрузку — «остатки напутственной пищи».
Очевидно, сравнительно жесткое разграничение
здесь возможно проводить только при учете «ролевой
функции» того или иного предмета (категории предметов) в погребальном
комплексе: любые предметы
(артефакты и неартефакты) и структуры (в том числе углистые, меловые и прочие
подсыпки и
покрытия), не являющиеся элементами погребального сооружения, т.е. не выполняющие
изолирующую
в отношении останков погребенного функцию, следует относить либо к категории
погребального
инвентаря, либо к категории дополнительных структур. Подчеркнем, что речь идет
в основном о
«вторичной» функции, выполняемой предметом именно в погребальном комплексе.
Так, если циновка
выполняет роль подстилки и/или покрытия останков умершего или же дна
погребального сооружения,
то ее надо относить к элементам погребального сооружения — «дублирующие
покрытия». (То же
относится к золе, охре, извести и пр.) Если же циновка присутствует в
погребении в сложенном виде
или расстелена в стороне от погребенного и под ним нет такого покрытия, то ее
можно расценивать как
элемент погребального инвентаря. То же касается и относительно строго
локализованных охристых,
меловых, углистых и других подсыпок, которые могут входить в состав
погребального инвентаря или
являться дополнительными структурами (см. ниже).
Примерно те же сложности возникают и в связи
с одеждой (остатками ее) в погребальном сооружении.
Относить ли платье покойного и находящиеся на нем украшения, а также предметы
оборонительного
вооружения, надетые на умершего, к элементам внешней структуры погребального
комплекса или к
элементам погребального инвентаря? Как правило, в исследовательской практике
одежда и тем более
украшения, которые часто являются ее собственными элементами (например,
нашивные бляшки и т.п.),
обнаруженные на теле погребенного, включаются в категорию инвентаря. Верно ли
это? Думается, что
только отчасти, поскольку одежда умершего выполняет по сути ту же изолирующую и
предохраняющую
функцию, что и дублирующие
74
покрытия и вместилища. Поэтому элементы
одежды могут рассматриваться как пластичные (ткань,
кожа, шкуры, меха и пр.) и жесткие (кора, кость, металл; последние обычно находятся
в связи с
предметами оборонительного вооружения) элементы внешней структуры погребального
комплекса.
Более того, подчас останки умершего оказываются просто завернутыми в то или
иное одеяние или
покрыты ими, либо, наконец, одежды выступают в роли подстилок, и тут вопрос об
отнесении подобным
образом использованных одежд снимается сам собой. Часто к тому же одеяние
умершего специально
изготавливается по случаю, и/или для этой цели используются ритуальные (как
вариант, профессио
нальные) одеяния, например свадебные, или их отдельные элементы (к примеру,
фата). Вообще,
одеяния покойного могут носить обыденный, праздничный (парадный), обрядовый
характер и либо
использоваться при жизни, либо быть специально изготовленными для похоронной
церемонии и
предназначаться для захоронения/выставления на умершем и/или отдельно от него.
Иногда же
обыденные (обыденно-ритуальные) одеяния (например, чалма, тюрбан, сари, саронг,
бурнус и пр.)
«превращаются» в погребальную пелену.
Все, что сказано выше об одежде, справедливо
и по отношению к предметам оборонительного
вооружения (шлемам, боевым личинам, панцирям, щитам и пр.): если предметы
оборонительного
вооружения находятся непосредственно на теле погребенного и таким образом
выполняют