Раскрытие загадок Сфинкса |
Главная Россия Европа Азия Африка Сев. Америка Юж. Америка Океания Новости ССЫЛКИ |
Эван Хэдингем Перевод статьи из журнала "Smithsonian magazine" |
Марк Ленер изучает Сфинкса |
После десятилетий исследований у американского археолога Марка Ленера есть некоторые ответы на тайны египетского гиганта
Когда Марк Ленер
был еще
подростком в конце 1960-х, его родители познакомили его с письмами
знаменитого ясновидещего Эдгара
Кэйса.
Во время одного из своих трансов Кэйс, который умер в 1945 году,
увидел, что беглецы из потерянного города Атлантида захоронили свои
секреты в зале записей под Сфинксом, и что этот зал будет обнаружен
перед концом 20-го столетия.
В 1971 году Ленер, скучающий второкурсник университета
Северной
Дакоты, не планировал искать потерянные цивилизации, но он все-таки
"искал нечто значимое". Он закончил школу, начал путешествовать
автостопом, что привело его Вирджиния Бич в поисках сына Кэйса, Хью
Линна, главы фонда по холистической медицины и паранормальным
исследованиям, основанного его отцом. Когда фонд спонсировал тур на
плато Гиза - место Сфинкса и пирамид на западе от Каира - Ленер
последовал за ними. "Было жарко и пыльно, и совсем не величественно",
- вспоминает он.
Однако, Ленер вернулся, закончив свое неполное высшее
образование в
американском университете Каира при поддержке фонда Кэйса. Как раз
когда рос его скептицизм относительно потерянного зала записей,
странная история места притягивала его. "Существовали тысячи могил
реальных людей, статуи реальных людей с реальными именами, но ни одно
из них не упоминается в историях Кэйса", - говорит он.
Ленер женился на египтянке и провел следующие годы, занимаясь
картографической работой по нанесению на карту всех
археологических участков Египта. В 1977 году он присоединился к
ученым Стэнфордского научно-исследовательского института,
использующим современное оборудование для анализа основания Сфинкса.
Они обнаружили только трещины и разломы, типичные для известняковых
образований. Работая в тесном сотрудничестве с молодым египетским
археологом Захи Хавассом, Ленер также исследовал и нанес на карту
проход позади Сфинкса, заключив, что его, вероятно, вырыли охотники за
сокровищами.
Нигде человек не был связан с тайной сильнее, чем на плато
Гиза,
рядом с огромным, древним львом с человеческой головой, отдыхающего на
на скалистое плато в тени больших пирамид. К счастью для Ленера, Сфинкс
был не только мифической загадкой. Мало было известно о том, кто
установил его и когда, что он представлял собой в точности, и какое
отношение имел к памятникам фараонов поблизости. Таким образом Ленер
обосновался в походном офисе между гигантскими лапами Сфинкса, и
работал в течение пяти лет, питаясь "Нескафе" и бутербродами с сыром, и
исследуя каждый квадратный сантиметр структуры. Он поднимался на спину
Сфинкса, "как лилипуты на Гулливера", и наносил на карту камень за
камнем. Результатом стала уникальная детальная картина поверхности
статуи, которая подвергалась реставрации по крайней мере пять
раз
с 1400 г. до н.э., исследование принесло ему степень доктора
египтологии в Йельском университете.
Признанный сегодня как один из ведущих египтологов в мире и
авторитет по Сфинксу, Ленер проводил полевые исследования в Гизе в
течение большинства из 37 лет, начиная с первого посещения. (Хавасс,
его друг и частый соавтор, сегодня является генеральным секретарем
египетского Высшего Совета Древностей и контролирует доступ к Сфинксу,
пирамидам и другим участкам, находящимся в собственности
правительства.) Применив свои археологические наработки к
плато
Гиза с его пирамидами, храмами, карьерами и тысячами могил, Ленер смог
подтвердить мнение о том, что некоторые части комплекса Гизы, включая
Сфинкс, составляют обширную священную машину. Машину, разработанную для
использования силы солнца поддержать наземный и божественный порядок. И
в то время как он давно разочаровался в легендарной библиотеке
Атлантиды, Ленер наконец обнаружил Потерянный
Город.
Сфинкс не был собранной по частям скульптурой, а вырезан из
единой
массы известняка, обнажившегося в форме подковы при карьерных работах
на плато Гиза. Приблизительно 66 футов в высоту и 240 футов в длину,
это одна из крупнейших и древнейших монолитных статуй в мире. Ни одна
из фотографий или эскизов, которые я видел, не производят реального
впечатления. Стоя между лап Сфинкса, я почувствовал себя мышью,
загнанной в угол кошкой.
|
Марк Ленер и Захи Хавасс (справа) |
Никто не знает его настоящее имени. Сфинкс из древнегреческой
мифологии - это лев с человеческой головой; термин вероятно вошел в
употребление спустя приблизительно 2000 лет после постройки статуи. В
Гизе есть сотни могил с иероглифическими надписями 4500-летней
давности, но ни в одной нет упоминания о статуе. "Египтяне не писали
историю", - говорит Джеймс Аллен, египтолог университета Брауна, -
"таким образом у нас нет никаких убедительных свидетельств, о чем
думали строители Сфинкса... Конечно что-то можно угадать,
например изображение царя, но все это остается лишь предположением".
Также неясна символика статуи, хотя некоторые надписи обращаются к
Рути, львиному богу, сидевшему на входе в подземный мир и охранявшему
горизонт, где понималось солнце.
Хотя лицо сохранилось лучше, чем большая часть статуи, и оно
было
разбито столетиями песчаных бурь и вандалами. В 1402 году арабский
историк сообщал, что суфийский фанатик изуродовал лицо, "чтобы
исправить некоторые религиозные ошибки". И все же сохранились
подсказки, на что было похоже это лицо в начале. Археологические
раскопки в начале XIX столетия нашли части вырезанной каменной бороды и
царской эмблемы кобры от головного убора. На лице видны остатки
красного пигмента, ведущие исследователи полагают, что когда-то весь
Сфинкс был окрашен в красный цвет. Следы синей и желтой красок в другом
месте, как считает Ленер, намекают, что Сфинкс - довольно пестрый лев.
В течение тысяч лет песок засыпал колосса до плеч, оставляя
свободной только голову на восточном краю Сахары. В 1817 году
генуэзский авантюрист, капитан Джованни Баттиста Кавилья первым из
современных исследователей попытался раскопать Сфинкса. Но песок не
позволил ему осуществить задуманное. Наконец египетский археолог Селим
Хассан освободил статую в конце 1930-х годов.
Вопрос о том, кто построил Сфинкса, долго досаждал египтологам
и
археологам. Ленер, Хавасс и другие соглашаются, что это был фараон
Хафра, который правил Египтом во времена Древнего Царства. Из
иероглифических текстов известно, что отец Хафра Хуфу построил Великую
Пирамиду высотой в 481 фут в четверти мили от того места, где позже
будет воздвигнут Сфинкс. Хафра построил свою собственную пирамиду, на
десять футов ниже пирамиды отца и также в четверти мили позади Сфинкса.
Часть свидетельств, связывающих Хафра со Сфинксом, получено из
исследований Ленера, но сама идея относится к 1853 году.
Тогда французский археолог Огюст
Мариетт
раскопал статую Хафра в натуральную величину, вырезанную с потрясающим
реализмом из черной вулканической породы. Находка обнаружилась среди
руин здания рядом со Сфинксом, которое позже назовут храмом Долины. К
тому же Мариетт нашел остатки каменной мостовой дороги для процессий,
соединяющей храм Долины и храм мертвых рядом с пирамидой Хафра. Затем,
в 1925 году, французский археолог и инженер Эмиль Бараи исследовал
песок непосредственно перед Сфинксом и обнаружил еще одно сооружение
Древнего Царства, названное храмом Сфинкса, в плане подобное руинам
Мариетта.
Несмотря на эти подсказки об одном хозяине-строителе, по план
связующему Сфинкса с пирамидой Хафра и храмами, некоторые эксперты
полагали, что статую могли построить и Хуфу, и другие фараоны. В 1980
году Ленер нанял на работу молодого немецкого геолога Тома Айгнера,
который предложил новый способ доказательства того, что Сфинкс был
неотъемлемой частью большого комплекса зданий Хафра. Известняк -
результат сжатия ила, кораллов и раковин в течение более чем десятков
миллионов лет. Изучая образцы из храма Сфинкса и самого Сфинкса, Айгнер
и Ленер инвентаризировали различные известняковые окаменелости.
Отпечатки показали, что блоки для постройки стены храма вероятнее всего
были извлечены из траншеи вокруг Сфинкса. Рабочие, используя веревки и
деревянные сани, буксировали добытые блоки от Сфинкса к строящемуся
храму.
(На самом деле
исследования
Айгнера и Ленера доказывают, что храм Сфинкса и Сфинкс были построены
примерно в одно время. Но причем здесь принадлежность к Хафра? Статуя
Хафра могла попасть на территорию храма когда угодно после или во время
правления Хафра. - прим. Д. Маркова)
Все более вероятно, что именно Хафра строил свою пирамиду,
храмы и
Сфинкса. "В это верят большинство ученых, и я в том числе", - писал
Хавасс в своей книге 2006 года "Гора фараонов", - "Сфинкс представляет
Хафра и составляет неотъемлемую часть всего комплекса пирамид".
|
Сфинкс и храмы Сфинкса и Долины |
Следы реставрации |
Но кто выполнил каторжный труд по созданию Сфинкса? В 1990
году
американский турист в полумиле к югу от Сфинкса наткнулся на низкую
кирпичную стену. Так было найдено кладбище Древнего Царства.
Тут
были похоронены приблизительно 600 человек, могилы принадлежали как
надсмотрщикам, так и простым рабочим.
Около кладбища девять лет спустя Ленер обнаружил свой
Потерянный
Город. О существовании строений на этом участке он и Хавасс знали с
середины 1980-х годов. Но только когда они раскопли и нанесли на карту
весь район, стало ясно, что это поселение, по площади превышавшее
десять футбольных полей, относится ко времени Хафра. В его центре
располагались четыре группы из восьми длинных кирпичных бараков. Каждое
строение состояло из элементов обычного дома (колонный подъезд,
платформы для сна и кухня), который увеличили для размещения
приблизительно 50 человек, спящих рядом. Как говорит Ленер, в бараках,
возможно, проживало 1600-2000 рабочих. Рацион рабочих указывает, что
они не были рабами. Команда Ленера обнаружила остатки молодых
телят, лучшей говядины. Вероятно обычные египтяне сменяли друг друга в
рабочих командах, выполняя своего рода национальную
повинность.
Осенью 2009 года Ленер и Рик Браун, профессора скульптуры из
Массачусетского колледжа искусств, попытались больше узнать о постройке
Сфинкса, соорудив уменьшенную модель (с отбитым носом) из
известнякового блока. Использовались точные копии древних инструментов,
найденные на плато Гиза и изображенные в могилах. Сорок пять столетий
назад египтяне испытывали недостаток в железных и бронзовых
инструментах. Главным образом они применяли каменные молотки и медные
долота для детального завершения работы.
Подолбив некоторое время во дворе своей студии около Бостона,
Браун,
которому помогали студенты отделения гуманитарных наук, обнаружил, что
медные долота тупились уже после нескольких ударов, Затем долота
повторно заострялись в штамповочном прессе, который Браун построил из
угольной печи. По оценке Ленера и Брауна один рабочий мог вырубить
кубический фут камня в течение недели. При такой норме 100 рабочим,
чтобы закончить Сфинкса, потребовалось бы три года.
Если тот факт, что Хафра сделал Сфинкса остается по-прежнему
предметом дебатов, теории Ленера частично базируются на его
исследовании храма Сфинкса. Сегодня остатки стен храма видны прямо
перед Сфинксом. Они окружают внутренний двор с 24 столбами. Храм
вытянут по оси восток-запад, что ясно отмечают пары маленьких ниш или
святилищ. Швейцарский археолог Герберт Рике, который изучал храм в
конце 1960-х годов, заключил, что ось символизировала движение солнца;
линия восток-запад указывает на восход солнца в дни равноденствий. Рике
далее утверждал, что каждый столб представлял час в ежедневном
кругообороте солнца.
Ленер определил еще нечто примечательное. Если стоять в
восточной
нише во время заката в день равноденствия в марте или
сентябре,
можно наблюдать астрономическое явление: солнце заходит за плечо
Сфинкса и, кроме того, за южную сторону пирамиды Хафра. "В тот момент",
- говорит Ленер, - "тень Сфинкса и тень пирамиды, два символа
царя, сливаются воедино. Сам Сфинкс символизировал фараона, славящего
бога солнца во дворе храма". Хавасс соглашается с тем, что Сфинкс
представляет Хафра как Гора, почитаемого египтянами царского
бога-сокола, "который в этом храме приносит в лапах дары своему отцу
Хуфу, воплощенному богу-солнцу Ра".
Далее Ленер обнаружил, что если стоять около Сфинкса во время
летнего солнцестояния, солнце останавливается на полпути между
силуэтами пирамид Хафра и Хуфу. Сцена напоминает иероглиф "ахет",
который можно перевести как "горизонт", а также символ цикла жизни и
возрождения. "Даже если это происходит случайно, трудно вообразить
египтян, не видящих этот знак", - писал Ленер. - "Это
замечательный пример архитектурной иллюзии гигантского масштаба".
Если Ленер и Хавасс правы, архитекторы Хафра сделали все
возможное,
чтобы солнечные явления связывали пирамиду, Сфинкса и храм. Весь
комплекс Ленер описывает как космический механизм, предназначенный для
использования силы солнца и других богов с целью возродить душу
фараона. Это преображение не только гарантировало вечную жизнь для
умершего правителя, но также и вписывалось в универсальный естественный
порядок, включая смену времен года, сезонные разливы Нила и
повседневную жизнь людей. В этом священном цикле смерти и возрождения
Сфинкс, возможно, выполнял несколько ролей: образ умершего царя Хафра,
солнечный бог, воплощенный в живущем правителе, хранитель подземного
мира и могил Гизы.
Но, вероятно, полный замысел Хафра остается непонятым. По
некоторым
признакам Сфинкс был не закончен. В 1978 году в углу карьера статуи
Хавасс и Ленер нашли три каменных блока, оставленных рабочими для храма
Сфинкса. Северный край траншеи, окружающей Сфинкса, содержит участки
частичной разработки. Здесь археологи обнаружили остатки еды рабочих и
каменные молотки. Очевидно рабочие бросили место строительства.
Если огромный храмовый комплекс служил машиной по воскрешению
фараона, то, как любит говорить Ленер, "до сих пор еще никто не
повернул ключ и не включил ее". К тому времени когда Древнее Царство
подошло к концу своего существования приблизительно в 2130 г. до н.э.,
пески пустыни уже начали засыпать Сфинкс. В течение следующих семи
столетий он лежал абсолютно незамеченным, пока не заговорил с молодой
царской особой.
По легенде, выгравированной на розовой гранитной плите между
лапами
Сфинкса, египетский принц
Тутмос
в пустыню на охоту, устал и прилег в тени Сфинкса. Во сне статуя,
назвав себя Хоремахет или Гор на горизонте (самое древнее из известных
имен Сфинкса), обратилась к Тутмосу. Сфинкс жаловался на свое
разрушенное тело и прибывающий песок. Хоремахет предложил Тутмосу трон
в обмен на помощь.
Снился ли принцу этот сон, неизвестно. Но когда он стал
фараоном
Тутмосом IV, он ввел культ поклонения сфинксу в Новое Царство
(1550-1070 гг. до н.э.). Сфинксы появились повсюду: в скульптурах,
рельефах и картинах, часто олицетворяя царскую власть и священную
власть солнца.
Основываясь на анализе многих слоев каменных плит на
поверхности
Сфинкса, Ленер полагает, что самые старые плиты относятся именно к
временам Тутмоса (около 3400 лет назад). В соответствии с легендой о
Хоремахете Тутмоз, возможно, предпринял первую попытку восстановления
Сфинкса.
Когда Ленер, обычно по полгода, находится в Соединенных
Штатах, он
работает в бостонском офисе Исследовательской
ассоциации Древнего Египта (AERA),
некоммерческой организации. Ленер готовится к новым раскопкам
Потерянного Города и обучает молодых египтологов. На встрече с ним
осенью 2009 года он развернул на столе одну из бесчисленных карт
Сфинкса. Указав на участок, где в статуе выбит старый туннель, он
сказал, что легкость проникновения в породу в первые несколько столетий
после сооружения Сфинкса обусловлена повышенной влажностью известняка.
Для Ленера это еще одна загадка: что это был за источник влажности в
по-видимому сухой пустыне Гизы?
|
Стела о сне Тутмоса перед Сфинксом |
Статуя Хафра |
Сахара
не всегда была
безжизненной пустыней. Немецкие климатологи Рудольф Купер и Штефан
Крепелин, анализируя радиоуглеродные датировки археологических
участков, недавно заключили, что преобладающий климат региона изменился
приблизительно в 8500 г. до н.э. Муссонные ливни из тропиков начали
свое движение на север. Пески пустыни сменились зелеными долинами, люди
стали заселять регион около 7000 г. до н.э. Купер и Крепелин говорят,
что период зеленой Сахары закончился между 3500 г. и 1500 г. до н.э.,
когда пояс муссонов вернулся в тропики, и вновь пришла пустыня. Этот
диапазон дат на 500 лет позже, чем предполагают преобладающие теории.
Дальнейшие исследования Крепелина показали, что возвращение к
пустынному климату было постепенным и заняло несколько столетий. В этот
переходный период циклически сменялись дожди и засухи. Эту теорию
поддерживает недавнее исследование Джудит Банбери, геолога
Кембриджского университета. После изучения осадочных образцов в
Нильской долине она заключила, что климатические изменение в районе
Гизы началось самое раннее в Древнем Царстве, позднее пески пустыни
только наступали.
Работа помогает объяснить некоторые из результатов Ленера. Его
исследования в Потерянном городе показали, что участок быстро
разрушился: некоторые строения уменьшились до уровня лодыжки в течение
трех-четырех столетий после их постройки. "Таким образом я понял всю
суть явления", - говорит он, - "Боже мой, вероятно поэтому разрушился и
Сфинкс". По его мнению во время неустойчивых влажных периодов соли
растворялись в известняке Сфинкса и повторно кристаллизовались на
поверхности, заставляя разрушаться более мягкий камень. В это же
время более твердые слои формировали большие хлопья, которые
сдувались пустынными ветрами. В течение этой переходной эпохи изменения
климата Сфинкс, говорит Ленер, постоянно подвергался губительной
"очистке".
"Эта теория развивается", - говорит Ленер. - "Если я прав,
этот
эпизод мог представлять своего рода "точку переворота" между различными
климатическими состояниями - от более влажных условий эпохи Хуфу и
Хафра к намного более сухой окружающей среде в следующие столетия
Древнего Царства.
Огромное значение этой теории еще и в том, что Сфинкс и
пирамиды,
эпические подвиги инженеров и архитекторов, были построены в конце
особого периода дождей, когда фараоны могли собрать гигантские рабочие
силы для своих проектов. Но затем, столетие за столетием пейзаж
тускнел, урожаи становились более скромными. Центральная
власть
фараона постепенно слабела, позволяя провинциальным чиновникам
утверждать себя, что достигло своего апогея в эпоху гражданской войны.
Сегодня Сфинкс все еще разрушается. Три года назад египетские
власти
узнали, что сточные воды из соседнего канала вызвали повышение уровня
грунтовых вод. Влажность проникала в тело Сфинкса, и со статуи падали
большие хлопья известняка.
По указанию Хавасса рабочие пробурили испытательные отверстия в основании вокруг Сфинкса. Они обнаружили, что уровень грунтовых вод составляет всего только 15 футов ниже статуи. Поблизости установили насосы для откачки грунтовых вод. Пока эта мера спасает. "Никогда не говорите, что мы спасли Сфинкса", - говорит Хавасс. - "Сфинкс - самый старый пациент в мире. Все мы должны посвятить свои жизни постоянному уходу за Сфинксом".