Джед |
Главная Россия Европа Азия Африка Сев. Америка Юж. Америка Океания Новости ССЫЛКИ |
Стивен
Таскер Перевод статьи с сайта World Mysteries |
Предисловие
Предположений относительно технических способностей наших предков – великое множество, и один из загадочных вопросов из нашего прошлого: "Как египтяне поднимали камни для строительства пирамид?" Если это знание было потеряно вместе с закатом древнего мира, все, что мы можем сделать – это с удивлением исследовать как и почему! Тайны остались в прошлом.
Работы бесчисленных ученых, особенно из археологического братства, - неоценимы для современной науки. Однако, если бы решение тайны пирамид зависело от академических квалификаций, можно утверждать, что оно давно было бы найдено. Ученые утверждают, что египтяне не оставили никаких письменных записей, касающихся строительства пирамид.
Теория, предложенная в этой работе, основана на способности человека изучить и приспособить ко времени известную технологию, совместить ее с основными материалами и добавить большую долю изобретательности.
Меня учили, что человек вышел из доисторических пещер, узнал, как добыть огонь, начал плодотворно охотиться, одомашнил животных и в конечном счете занялся сельским хозяйством. Я представлял, что двигаясь по восходящей кривой прогресса, в начале времен наши предки были менее умны и развиты, чем мы сейчас. Разумность в общих терминах – это способность рассуждать, планировать, решать проблемы, а также в более широком смысле – постижение окружающей среды, смысла вещей, умение думать абстрактно, усвоение сложных идей, быстрое обучение из опыта. Когда современный человек не в состоянии разгадать древнюю тайну, можно ли сказать, что это знание превзошло интеллект современного человека? В конце концов может быть современный человек не настолько умен? Возможно мы делаем ошибочные предположения относительно наших предков, которые своими задачами часто ставят нас в тупик. Ответы на эти вопросы иногда сложнее, чем мы можем представить, но цепляние за установленные теории как за последнюю истину независимо от других возможных гипотез, или безоговорочные объяснения без сомнений сдержали бы развитие человека. Люди смотрят на одно и то же свидетельство и толкуют его по-разному, это заложено в человеческой природе. Все мы идем уникальными путями, и видим все согласно тому. Строительные блоки истории основаны на интерпретациях современников археологических находок и древних текстов, оставленных нашими предками. Мы зависим от этой информации, она помогает узнать наше место во вселенной, понять, откуда мы пришли и куда идем, и какими путями мы можем добраться туда. Существенный процент того, что мы знаем о нашем прошлом, основан на теориях, догадках или предположениях. Часто это - самый простой ответ, который и принимается в качестве истины. Если мы не в состоянии ответить на многие из тайн прошлого, мы тем самым оказываем плохую услугу не только нашим предкам, но и себе самим, а также будущим поколениям. Неизбежно возникает вопрос: "Почему я написал эту книгу, когда книжные полки наших библиотек стонут под весом различных "пирамидальных" теорий?" Я намереваюсь показать на одном примере, что древние народы действительно оставляли ключи в своих мифах и оставшихся иероглифах. Анализ будет сопровождаться моделями, определенно построенными для проверки этой теории. В этой работе утверждается, что древние египтяне обладали строительной техникой, неизвестной современному человеку. Они также были способны качественно добывать и обрабатывать камень.
Я не считаю себя свободным мыслителем и не думаю, что пришельцы или гиганты поднимали камни пирамид. Я – обычный человек, который бросает вызов широко укоренившимся идеям и теориям и предлагает альтернативную интерпретацию, основанную на здравом смысле. Египтяне построили это; все, что мы должны сделать – понять как.
Олимпия
История начинается летом 2004 года, когда моя жена и я совершали поездку по древнему греческому участку храма в Олимпии. Этот место отмечало происхождение Олимпийских Игр. Наш гид, молодая девочка, учащаяся университета, рассказывала нам об истории древних греков, о тайнах и богах. Будучи хорошим оратором, она завладела нашим вниманием, но некоторые из ее объяснений вынудили меня усомниться в ее знаниях. Впервые я подверг сомнению научную точку зрения. Я был поражен древними зданиями, которые окружили место, и методами, использовавшимися при строительстве таких массивных памятников в то время, когда еще не существовало механических машин.
Как они строили такие монументальные структуры как храмы Олимпии или Парфенон без помощи компьютерных моделей и электронных коммуникаций, не говоря уже о решении проблем труда, пищи и транспорта? Я начал исследовать возможные пути, которыми могли следовать древние при постройке этих зданий. Ученые допускают (высказывание Манолиса Корреса о камнях Парфенона), что даже с сегодняшними электрическими и бензиновыми двигателями, с использованием современных инструментов и машин невозможно построить точную копию Парфенона.
Так "как они это делали"? После долгих часов размышлений и обсуждений я предложил теорию малого ската (рампы) и новый метод строительства.
Основная идея - углубления или канавки в барабанах колонны на большинстве участков храма оказывают помощь при строительстве. В диаграмме ниже – один из барабанов колонны, защищенный на четверть округленными дощечками.
Дерево используется для защиты углублений. Теперь можно катить барабаны, не повреждая камень.
|
Барабаны колонн в Олимпии |
Ниже изображена гипотетическая строительная площадка. Идея проста. Первые барабаны установлены в квадратные основания, а остальные барабаны закатываются по круговому пандусу между будущими колоннами; высота настила постепенно увеличивается. В этом сценарии барабаны катятся против часовой стрелки.
|
Возможная постройка храма |
Вы можете подумать, что я уклонился от темы, ведя разговор о древних греках. Однако, по общему мнению греки получили свои техническую навыки и умения от египтян. Джордж Сартон в книге "История науки" указывает, что греки вовсе не внезапно "изобрели" науку: "греческое чудо" тысячелетиями готовилось в Египте, Месопотамии, а может где-то еще. Моя гипотеза зародилась в древней Олимпии, но это только начало.
Что знали египтяне
Я спрашивал себя, лежат ли корни гипотезы "маленького ската" в древности, и можно ли ее приспособить к другим зданиям. Могло ли это "устройство" применяться для строительства других греческих храмов или египетских пирамид? Перед началом исследования необходимо заметить, можно предложить гипотезу, объясняющую строительство одного здания. Однако, если гипотеза будет ошибочной, найденные ключи не будут полностью поняты, а загадка останется нерешенной. И наоборот, если гипотеза верна, она должна разрешить некоторые, если не все, тайны.
Очевидно, что для работы необходимо наличие устойчивой платформы. Египтяне знали ценность кинетической энергии и ценность увеличения давления на режущий или вырубающий инструмент.
|
Вы можете увидеть свидетельство этого на рисунке выше. Эффективность дрели была усилена дополнительным весом, вероятно песком, который помещался в кожаные сумки и стабилизировался веревкой, завязанной на рейке дрели. Также существуют свидетельства, что египтяне использовали токарные станки и сверла, как это можно увидеть в Каирском музее (фото справа).
Следующее изображение - из могилы Tи (Ty, 5-я династия) в Саккаре. Два плотника используют лучковую дрель на детали деревянной мебели. Человек справа толкает сверло в дерево при помощи камня, в то время как другой вращает дрель, перемещая ее вперед-назад. Лук может также использоваться для управления вырубленным колесом.
|
Лук и стрелы присутствовали в египетской культуре с додинастических времен. Древний лук развился из умения добывать огонь, когда две палки вручную терлись друг о друга. Естественным развитием этого процесса должно было стать изобретение механического метода вращения палки; развитие это непрерывный процесс адаптации. Это искусство создания огня из естественной среды до сих пор применяется людьми.
Компоненты лучковой дрели состоят из жерди-оси, доски, лука и блока для давления. На блок, вставленный сверху вращающейся жерди, оказывается давление. Жердь вращается, двигая лук вперед-назад. На фотографии выше левый большой палец используется для отталкивания жерди-стержня от веревки, это препятствует ее стиранию. Также на фотографии правое запястье упирается в голень правой ноги, чтобы стабилизировать вращающийся стержень. (Поддержание стабильности - важный пункт, который будет обсуждаться позже.)
Лист помещается под точкой трения, чтобы поймать случайную искру. При увеличении скорости движения лучка в заданной точке появляется струйка дыма, тление дерева вызывает случайную искру. Занявшимся листом затем поджигают связку трута (см. фотографию слева). Одна из проблем – трение шнура о палку-стержень при вращении, ведь если шнур не обернут достаточно сильно вокруг стержня, он (шнур) не сможет его (стержень) вращать. Также стержень может скользить по гнезду. Древние египтяне нашли решение. Они помещали дополнительный длинный шнур на лучок и обвязывали середину шнура вокруг шпинделя-стержня или продевали шнур через отверстие, которое просверлено в середине шпинделя. Затем они обертывали остаток шнура вокруг шпинделя. Это препятствовало проскальзыванию шнура. Эта крепкая связь между шнуром и шпинделем может также позволить использование более тонкого, слабого шнура.
|
Первобытное добывание огня |
Естественное развитие лучковой дрели привело к добавлению усилий ударного устройства по наконечнику. Снова древние египтяне придумали эту идею самостоятельно. Денис Стокс, египтолог, который изучал и испытывал древнеегипетские инструменты на протяжении более чем двадцати лет, описал свои результаты в книге "Эксперименты в египетской археологии".
Медная труба может быть насажена на наконечник оси. Это преобразовывает вращающуюся ось в дрель. Чтобы проделать реальное отверстие, требовался кварцит в песке. Выяснилось, что эта трубчатая медная дрель истиралась в отношении три к одному (то есть на один дюйм вырезанного камня приходилось три дюйма стертой медной трубы). Поскольку сверло стало больше, размер лука также должен был увеличиться. Однако существует предел, когда лук становится неэффективным, за него трудно держаться. Читатель, вероятно, задается вопросом: "Как лучковые дрели участвовали в постройке пирамид?". Останьтесь со мной, и, мы надеемся, что все станет ясно. Итак, египтяне обладали этой древней сверлильной машиной. Однако было ли описано в древних текстах что-нибудь подходящее для этой конструктивной теории?
Джед - введение
Человек любит хвалиться символами своей власти и выставлять эти символы напоказ. Например, символы оружия или серпа и молота на флагах представляют борьбу человека и его путь к прогрессу.
Если бы вы показали изображения оружия нашим предкам, я подозреваю, что они понятия не имели бы об их реальном назначении. Наши предки могли подумать, что это вид телеги или колесницы. Оставили ли египтяне ключи в иероглифических символах, которые мы не можем заметить? Я тщательно исследовал храм фараона и погребальные камеры. Может, ответы находятся там?
На фотографии ниже показа погребальная мебель с изображениями (джед, анкх, скипетр и символы тиет) из могилы Тутанхамона, которая ныне находится в Каирском музее.
|
В то время я понятия не имел, что означали эти символы, я воспользовался интернетом для исследования определенного значения каждого символа. "Анкх", “закрепленный петлей крест”, как говорят ученые, представляет дыхание жизни, но его истинное значение остается тайной для египтологов. Некоторые считали, что это представляет стилизованную матку. Сэр Алан Гардинер видел ремень сандалии с петлей, идущей вокруг лодыжки. Однако ни одна из гипотез не получила широкого признания. "Вас" ("was") или скипетр, изображенный с двух сторон от анкха, - его несло божество как признак власти. На изображениях в погребальных сценах скипетр несут фараоны и менее значительные по положению люди. Несмотря на это никакого реального объяснения его функций нет.
Точное происхождение символа "тиет" (tyet или tiet) неизвестно. Во многих отношениях он напоминает анкх за исключением того, что его ручки сгибаются вниз. Его значение также напоминает об анкхе (он часто переводится как "благосостояние" или "жизнь"). Уже во времена Третьей Династии тиет использует в художественном оформлении, вместе с колонной "джеда" и скипетром "вас". Тиет связан с Исидой и часто называется "узлом Исиды" или "кровью Исиды". Возможно этот "узел" использовали боги в предметах своей одежды. Опять же это только догадки, а реальное назначение этого предмета неизвестно.
Наконец возникает вопрос относительно символа "джед" ("djed"). Что это такое, и почему он изображался рядом с "тиет"? Почему под обоими символами находятся на четверть круглые шары? Джед - один из самых узнаваемых символов Древнего Египта. Я решил начать свой анализ именно с него.
|
анкх, вас и джед |
джед |
тиет |
Египетские символы |
Джед
Египетские фараоны носили талисман, называвшийся джед. Он часто изображается стоящим на квадратном основании. В некоторых сценах джед – столб с человеческими руками, держащими анкх и цеп. Некоторые ученые предложили, что джед представляет изобилие, или, в более широком представлении, силу и стабильность.
|
Церемония "Подъема джеда" (изображенная вверху слева) была важным египетским праздником. Считали, что джед помогает в преобразовании человеческой плоти в духовную форму, обретаемую покойным в вечности. Чтобы защитить и преобразовать тело в дух, необходима пирамида. Как же джед может защищать и преобразовывать?
Я изучал рисунок джеда (вверху справа) в течение приблизительно трех часов. Что за изгиб над небольшим выступом? Я попытался представить джед в трех измерениях, как некий тип круглого столба.
Четыре элемента-бруска теперь были похожи на шпульки. И тут я увидел! Я увидел джед как ворот, высокий ворот с тремя веревочными шпульками, две для силы и одна для перемотки веревки. Это было подобно лебедке или вороту, но в то же время действовало как примитивная фрикционная муфта. Для управления обычным воротом длинные оси или шесты вставляются в отверстия в суженном барабане. Моряки вращают механизм, идя вокруг ворота и толкая рычаг. Веревка, туго обернутая вокруг центра ворота, подтягивает судно к причалу или поднимает тяжелые грузы на борт. Таким же образом поднимается якорь. Шпульки заменили рычаги. Вращение джеда теперь зависит от количества человек, натягивающих намотанные веревки, а не от числа людей, идущих вокруг механизма. Солнечная лодка Хеопса была похоронена рядом с большой пирамидой и была обнаружена после Второй Мировой войны. Жизнь египтян вращалась вокруг моря и Нила. Использование веревок и оснастки было в ходу у жителей Египта. Джед представляет адаптацию общеизвестной и часто используемой технологии.
Я решил построить модель джеда. Размеры и точная форма джеда были выбраны вольно, как я себе его представлял. Основу джеда я сделал из боковой колонны для лестницы. Три шпульки были вылеплены из листа фибролита. Веревки в верхней и нижней шпульках я направил по часовой стрелке, а веревку в центральной шпульке - против часовой стрелки.
Расширяющееся основание джеда было сделано из фанеры 2 мм толщиной. Для вращения механизма нужно было изготовить под расширением джеда некую шарообразную деталь. Основание было сделано из гипса. Я вылепил квадратную коробку со стороной примерно 6 дюймов и 12 дюймов высотой. Залив коробку гипсом, я выдавил в нем необходимую лунку для вращения.
|
Мой "джед" |
Колонны в Карнаке |
Перевернутая колонна джеда (изображенная слева) напоминает каменные колонны в Храме Карнака. Могли ли эти загадочной формы колонны представлять другие части машины? Сомнительно, но вопрос достойный дальнейшего исследования.
Я проверил модель джеда, она была в состоянии тащить 120 фунтов под наклоном в 10 градусов. Для подъема кирпичей потребовались очень небольшие усилия двух человек. Первая фотография показывает джед, уравновешенный рукой, второй человек, пятясь, перематывает механизм. Третье лицо сжимает веревку буксировки против основания джеда. На второй фотографии джед - в начале своего первого оборота. Рабочие тянут веревки, а сани, загруженные кирпичами, поднимаются.
Джед таким образом представляет простой вертикальный рычаг из дерева, который вращается в каменном центре, как в случае с лучковой дрелью, но в большем масштабе. Джед, вероятно, начинался с очень большой дрели. С увеличением дрели рос и лук. Окружность отверстия для сверла и длины лука ограничивали число вращений. Для увеличения производительности устройства лук был заменен на шпульки (см. диаграмму ниже). Разделение веревок также защищает их от истирания друг о друга. Число вращений теперь зависит от длины веревки, обернутой вокруг вала. Увеличение длины веревки также увеличивает окружность шпульки, когда веревка полностью намотана. В моих экспериментах диаметр шпульки в четыре раза превышал диаметр стержня. Эти веревки в дальнейшем я буду называть силовыми веревками. Теперь мы можем признать, что египтяне имели и средства, и знание для изобретения вращающегося стержня. По совпадению, если взглянуть на джед сверху, мы увидим подобие иероглифа "Ра".
|
Строение джеда |
Метод
Для преобразования этого ворота-стержня в лебедку необходима только вторая веревка (известная как буксировочная веревка); она должна быть плотно обернута вокруг основания вращающегося стержня. Важен контроль буксировочной веревки.
Контроль был установлен с добавлением расширяющегося основания. Как и в современной лебедке, эта основа держит веревку на постоянной высоте. С буксировочной веревкой давление, оказываемое на вертикальный стержень уменьшится, что облегчит работу и управление всего механизма. В итоге джед – это вертикальная статическая лебедка, которая тащит веревку на себя. Но хорошая иллюстрация может заменить тысячу слов. На рисунке ниже джед находится слева и вставлен в так называемые историками "алтарные камни". Можно добавить, что в этом пункте исследования у меня не было определенной идеи по поводу местонахождения джеда на ступени пирамиды. Но я понимал, что крюк был инструментом, который удерживал джед в статическом положении. Тогда я спросил себя, существовали ли другие символы, которые, возможно, использовались как инструменты. Я вижу джед, расположенным на разных высотах на горизонтальных ступенях. Возможно, положение изменяющегося камня было "основой", описанной Геродотом. Возможно, древние египтяне уравновешивали джед с помощью крюка на уровне выше основания. Этот верхний уровень можно назвать рядом. Для организации работ требуется наличие нескольких джедов (джеды должны работать в парах, в противоположных направлениях, на манер шестеренок в часах – Д.М.) и, соответственно, нескольких скатов. Это поднимает вопрос "из чего египтяне строили скаты"? Как мне представляется, ответ прямой и очевидный. Египтяне использовали камень во всех видах строительных и скульптурных работ, для вырубания статуй и обелисков. Таким образом, естественным для них была бы постройка скатов из камня. Зачем завозить песок и щебень, когда можно использовать естественный камень прямо под рукой, тем самым сэкономив время и силы.
|
Схема работы джеда |
Наличие множества машин потребовало бы большого количества опорных камней. Я думаю, что камни, изображенные на фотографии выше в Храме Солнца Ниусерра (Niuserre) и были теми самыми камнями. Маленькие отверстия вокруг механизма предназначались, вероятно, для смазывания. Колонка джеда могла помещаться в эти камни. В первом камне на его левой стороне можно ясно увидеть просверленное отверстие. Веревка, продетая через это отверстие, дала бы возможность перемещать механизм в любое место.
Дальнейшее исследование подтвердило, что все камни в Абусире, из которых видны девять, имеют схожие большие отверстия. Джед-лебедка была известна как основа Осириса. Если джеды стояли в вышеупомянутых камнях, разве не было бы естественно для древних египтян хранить их в “Месте Осириса”?
Основание джеда должно было бы иметь какой-то способ остановки. Рисунок справа показывает подобный простой способ.
|
||
"Алтарные
камни" и их
возможное применение |
Это позволило бы механизму свободно вращаться в одну сторону, но не в другую. Это зубчатое основание вырезалось по периметру камня. Если поднимающийся камень начинал скользить вниз по скату, механизм джеда автоматически останавливал камень. Контроль за буксировкой камня возможно достигался ослаблением натяжения веревки.