Например, женщины, выросшие в семьях,
где их дарования
не были признаны, часто раз за разом затевают
архисложные проекты, сами не зная зачем. Им кажется, что
необходимо защитить три докторские диссертации или
повиснуть головой вниз на горе Эверест, или ввязываться во
всевозможные авантюры, пожирающие массу времени и
денег, лишь бы доказать своим семьям, что они чего-то
стоят. "Ну, теперь вы меня примете? Нет? Ладно, (вздох) а
как вам это?" Опухоль неродной семьи, конечно же,
принадлежит нам, каким бы образом мы ее ни получили, и
наша задача - справиться с ней на уровне вновь обретенной
силы. Но - мы это еще увидим - если мы хотим, чтобы
глубинная работа продолжалась, бесполезно пытаться
доказать хору завистливых ведьм, что мы чего-то стоим; на
самом деле это даже препятствует инициации.
Василиса послушно выполняет ежедневную
тяжелую
работу. Безропотное смирение выглядит геройством, но, в
сущности, порождает все большее напряжение и конфликт
между двумя противоположными натурами, одна из которых
слишком добра, а другая слишком требовательна. Как и
конфликт между излишней приспособляемостью и
стремлением быть собой, это напряжение благотворно.
Женщина, разрывающаяся между этими двумя крайностями,
- на верном пути, но ей необходимо
сделать следующие
шаги.
В нашей сказке мачеха и сестры так
притесняют
расцветающую душу, что из-за их происков гаснет огонь.
Здесь женщина начинает терять свои душевные ориентиры.
Она может ощущать холод, одиночество и быть готова
пойти на все что угодно, лишь бы вернуть свет. Это именно
тот толчок, который нужен слишком кроткой женщине, чтобы
продолжить процесс посвящения в собственную силу.
Можно сказать, что Василиса непременно должна встретить
Великую Старую Колдунью, потому что ей нужна хорошая
встряска. Нам необходимо покинуть хор хулителей и
нырнуть в лес. Невозможно одновременно уйти и остаться.
Василисе, как и нам, необходим путеводный
свет, который
помог бы различить, что полезно, а что вредно. Невозможно
развиваться, если все делают из тебя козла отпущения.
Женщина, которая пытается скрывать от других свои самые
глубокие чувства, умерщвляет себя. Огонь гаснет. Это очень
мучительная разновидность утраты чувствительности.
Перед нами противоположная, может
быть несколько
противоестественная, ситуация: погашенный огонь помогает
выбить Василису из состояния покорности. Он заставляет ее
умереть для старого образа жизни и, содрогаясь, вступить в
новую жизнь, основанную на более взрослом, более
умудренном внутреннем знании.