Ханс Кристиан Андерсен [1] написал
десятки сказок о детях-
сиротах. Он был первым защитником забытых и
заброшенных детей; он горячо отстаивал их потребность и
право на поиск близких по духу людей. Его сказка "Гадкий
утенок" была впервые опубликована в 1845 году. В основу
этой сказки положен древний мотив о необычном и гонимом
существе - точь-в-точь первая часть истории Первозданной
Женщины. История о гадком утенке стала одной из
немногочисленных сказок, которые помогли не одному
поколению чужаков продержаться, пока они не находили
себе подобных.
Я бы назвала ее коренной психологической
и духовной
историей. Коренная история - та, в которой содержится
истина, столь важная для развития человека, что, пока он ее
не усвоит, дальнейшее продвижение будет неустойчивым и
ему не удастся достичь полного психологического
благополучия. Итак, перед вами сказка о гадком утенке,
которую я литературно обработала, положив в основу
причудливый вариант, впервые услышанный мною на
венгерском языке от falusias meselok, деревенских
сказительниц, принадлежавших к нашей семье [2].
ГАДКИЙ УТЕНОК
Приближалось время жатвы. Старухи
делали из кукурузных початков зеленые
куклы. Старики латали одеяла. Девушки
вышивали белые платья кроваво-красными
цветами. Парни пели, собирая в копны
золотистое сено. Женщины вязали колючие
фуфайки на зиму. Мужчины помогали
собирать, вытаскивать, срезать
и
выкапывать дары полей, садов и огородов.
Задули ветры, с каждым днем листва все
больше редела. А внизу, у реки, утка-мать
сидела в гнезде на яйцах.
Все у нее шло как положено, и наконец
яйца,
одно за другим, стали шевелиться и
подпрыгивать, скорлупа лопалась, и на
белый свет появились утята. Осталось одно
яйцо, самое большое. Оно лежало в гнезде
неподвижно, будто каменное.
Мимо проходила старая утка, и утка-мать
показала ей своих новорожденных детей.
"Ну разве не милы?" -
хвасталась она. Но от
взгляда старой утки не укрылось последнее
яйцо, и она стала уговаривать утку-мать
больше его не насиживать.