например, просто сказав: "Я
займусь этим позже, отложу
(танец, посадку, объятия, поиски, планы, учебу, примирение,
уборку) на потом". Все это - ловушки.
Ловушка вторая: чопорная старая
дама, старческая
сила
В толковании сновидений и сказок
владелец "переносчика
отношений", раззолоченной кареты, рассматривается как
главный движитель, который принуждает душу, толкает ее
вперед, двигает в том направлении, что угодно ему. В
данном случае душой начинают манипулировать ценности
старой дамы, владелицы кареты.
В классической юнгианской психологии
архетипический
образ старика часто называют "сенексной" силой. Латинское
слово senex значит "старик". Более правильно и без учета
пола символ старости называют старческой силой - той,
которая действует так, как это свойственно пожилым людям
[1].
В сказках эту старческую силу олицетворяет
пожилой
человек, который часто изображается несколько однобоким
- это указывает на то, что душевный
процесс человека тоже
развивается однобоко. В идеальном смысле старая
женщина олицетворяет достоинство, опеку, мудрость,
самопознание, верность традициям, четкие рамки и опыт...
изрядно сдобренные ворчливой, въедливой,
прямолинейной, придирчивой сухостью.
Когда старая дама использует все
эти качества во вред, как
это происходит в сказке "Красные башмачки", это становится
предостережением: тем аспектам души, которые нуждаются
в тепле, со временем предстоит окоченеть. Те свойства
души, которые обычно играют и трепещут, скоро будут туго
накрахмалены, перелицованы или изуродованы до
неузнаваемости. Когда девочка садится в позолоченную
карету старой дамы, а затем попадает к ней в дом, она так
же верно оказывается в ловушке, как если бы сунула руку в
двойной охотничий капкан.
Как мы видим в сказке, обеспеченная
жизнь в доме у старой
дамы, куда нет доступа ничему новому, оборачивается
рабством у всего старого, собственно старческого. Вместо
того чтобы по-настоящему заботиться о воспитаннице,
старуха пытается остановить ее развитие. В этой сказке
старая дама не обладает мудростью, а упорно настаивает
на одной-единственной ценности, отвергая эксперименты и
необходимость обновления.
Описываемые эпизоды в церкви свидетельствуют
о том, что
эта единственная ценность гласит: мнение коллектива