превыше всего - оно перевешивает
потребности отдельно
взятой дикой души. Часто коллективом считают общество
[2], окружающее человека. Это верно, но Юнг определяет
его как "множество в противовес одному". На нас оказывают
влияние многие коллективы: группы, в которые мы входим, и
группы, членами которых мы не являемся. Какими бы ни
были окружающие нас коллективы, - научными, духовными,
финансовыми, производственными, семейными или иными,
- они раздают ощутимые награды и
наказания и тем, кто в
них входит, и тем, кто не входит. Они стремятся на все
влиять и все контролировать: от наших мыслей до выбора
партнеров и цели нашей жизни. Они могут также
дискредитировать усилия, которые не совпадают с их
предпочтениями, или чинить им препятствия.
В этой сказке старая дама выступает
символом косного
хранителя коллективных традиций, поборника
непререкаемого статус-кво, правил вроде "веди себя
прилично", "не горячись", "не слишком задумывайся",
"не
высовывайся", "будь бледной тенью",
"будь кроткой
овечкой", "говори
"да", даже если тебе не нравится, не
подходит, жмет и трет". И так далее.
Следовать такой безжизненной системе
ценностей - значит
совершенно утратить связь с собственной душой.
Независимо от коллективного членства или влияния, наша
задача - во имя дикой души и своего творческого духа не
смешиваться с каким бы то ни было коллективом, а,
разграничив себя с теми, кто нас окружает, наводить мосты
по собственному усмотрению. Нам решать, какие мосты
будут прочными и многолюдными, а какие получатся
шаткими и пустыми. И мы удостоим общения только те
коллективы, которые смогут оказать самую сильную
поддержку нашей душе и творческой жизни.
Если женщина работает в университете,
ее окружает
научный коллектив. Ей следует, не смешиваясь с тем, что
может предложить ей это окружение, украсить его своим
собственным ароматом. Являясь существом цельным, она,
если только не занята какими-то другими важными вещами,
способными это компенсировать, не может себе позволить
стать однобоким брюзгливым созданием, твердящим: "Я
делаю свое дело, ступайте домой, идите сюда..." Если
женщина пытается стать частью организации, ассоциации
или семьи, которая не удосуживается вглядеться в нее,
чтобы увидеть, из какого теста она сделана, не
удосуживается спросить: "От чего она бежит?", не старается
ее ободрить или воодушевить, - это отрицательно
сказывается на ее способности цвести
и творить. Чем
суровее обстоятельства, тем дальше они загоняют женщину
в солончаковую пустошь, где нет места ничему живому.