увертываются, бегут, ныряют, карабкаются,
притворяются
мертвыми, вцепляются в глотку - делают все, чтобы
уцелеть. И мы не должны впадать в прострацию оттого, что
на свете есть энтропия, упадок, трудные времена. Давайте
усвоим: то, что крадет у женщин радость, будет всегда
менять место и облик, но в нашей подлинной природе можно
найти ту абсолютную стойкость и то необходимое либидо,
которые нужны для всех отважных поступков.
Ловушка седьмая: притворство
- усилия "быть
паинькой", свыкшись с псевдонормой
По ходу сказки девочку наказывают
за то, что она надела в
церковь красные башмачки. Теперь она только смотрит, как
они стоят наверху, на полке, но не прикасается к ним. До сих
пор она пыталась обойтись без душевной жизни, но у нее
ничего не вышло. И теперь, дойдя до последней черты, она
старается "быть паинькой".
Вся проблема таких попыток
"быть паинькой" в том, что они
не разрешают коренного теневого вопроса, и он опять
встанет - как цунами, как гигантская приливная волна, и
ринется дальше, сметая все на своем пути. Стараясь "быть
паинькой", женщина закрывает глаза на все грубое,
испорченное или губительное в своем окружении и пытается
просто "ужиться с ним". Попытки примириться с таким
ненормальным положением еще больше повреждают ее
инстинкты, помогающие реагировать на неправильное,
несправедливое, замечать его, изменять его, влиять на него.
Вот что написала Энн Секстой о сказке
"Красные башмачки"
в стихотворении, которое она тоже назвала "Красные
башмачки":
Я стою на площади
мертвого города,
завязывая красные башмачки:
они не мои,
а моей матери.
А прежде - ее матери.
Их передают по наследству,
но прячут, как постыдные письма.
Дом и улица, откуда они родом,
скрыты, и все женщины
тоже скрыты...
Женщина душевно обкрадывает себя,
пытаясь быть
хорошей, послушной, сговорчивой, чтобы скрыть сложную
душевную или жизненную ситуацию при угрозе внутренней
или внешней опасности. Она лишает себя знания, лишает
способности действовать. Как и девочка из сказки, которая
не ропщет, старается скрыть свой душевный голод, сделать
вид, что ее ничто не гложет, современная женщина страдает