В этом смысле король символизирует
обновление
господствующих позиций и законов женской души.
Чародей
Чародей, или маг [26], которого
король берет с собой, чтобы
тот растолковал ему все, что они увидят, олицетворяет
непосредственную магию женской власти. Такие качества,
как мгновенный отклик, способность видеть за тысячи миль,
сострадательное умение смотреть глазами других - глазами
человека или животного, - все это принадлежности
инстинктивного женского начала.
Чародей - человек,
который владеет ими, а также традиционно помогает их
поддерживать и проявлять во внешнем мире. Хотя чародей
может быть любого пола, здесь это сильный мужской образ,
сходный со сказочным образом отважного брата, который
так любит свою сестру, что сделает все, лишь бы ей помочь.
Чародей всегда обладает способностью менять облик: в
сказках и сновидениях он является то мужчиной, то
женщиной. Он может стать существом мужского или
женского пола, животным или камнем, так же, как старуха,
его женский двойник, тоже может с легкостью являться в
любом обличье. В сознательной жизни чародей помогает
женщине проявлять свою способность становиться тем, кем
захочет, и в любой момент представать такой, какой
пожелает.
Королева-мать/старуха
В этой сказке в роли королевы-матери/старухи
выступает
мать короля. Этот образ олицетворяет многое, в том числе
плодородие, сильно развитую способность распознавать
проделки хищника и способность смягчать проклятия. Слово
"плодородие" означает не только плодовитость, но и
способность оплодотворяться, принимать семя, как
принимает его земля. Этот образ и есть черная земля,
поблескивающая слюдой, вмещающая мохнатые корешки и
все то живое, что ушло и превратилось в пахучий жирный
перегной. Слово "плодовитость" рождает ассоциации с
семенами, яйцами, живыми существами, идеями.
Плодородие - основа, в которую закладывают семена -
подготовленные, согретые, выдержанные, сбереженные. Вот
почему эту старую мать часто называют ее более древним
именем - Мать Земля; ведь она - тот перегной, который
способствует созреванию идей.
Дьявол
В этой сказке двойная природа женской
души, которая и
третирует ее, и исцеляет, заменена одним образом -
дьявола. Как мы уже отмечали раньше, образ дьявола
олицетворяет естественного хищника, обитающего в