проницательность благодаря тому,
что десятилетиями и всю
жизнь жил внимательно прислушиваясь.
Обучение curanderas, cantadoras
и cuentistas очень похоже,
потому что, как говорят в моем роду, сказки, подобно un
tatuaje del destine (легкая татуировка), написаны на коже тех,
кто их пережил.
Считается, что талант целителя происходит
от чтения этих
еле заметных надписей на душе и от развития того, что
прочитано. Сказка, одна из частей пятичастной науки
исцеления, рассматривается как судьба, как удел того, кто
несет на себе подобные надписи. Эти надписи даны не
каждому, но уж кому даны, тому его будущее
предопределено. Таких людей называют Las unicas -
"единственные в своем роде" [5].
Поэтому первый вопрос, который мы
задаем встречая
сказителя-целителя, звучит так: "Quienes son tus familiares?
Quienes son tus padres?" - "Кто твои родные?" Иными
словами, из какого рода целителей ты происходишь? Это не
значит "в какую школу ты ходил?" Это не значит "какие
лекции ты слушал, какие семинары посещал?" Это имеет
буквальный смысл: от какого духовного корня ты ведешь
свой род? Как всегда, мы ищем человека, который
соответствовал бы своему возрасту; который обладал бы
знанием, а не умением быстро соображать; непоколебимой
религиозной верой, которая была бы неразрывно связана с
повседневной жизнью; мягкими манерами и приятным
обхождением. Все это явно и неотъемлемо присуще
носителю знания Истока, от которого берет начало все
целительство [6].
В традиции cantadora-cuentista у
сказки есть родители, есть
бабушки и дедушки, а иногда и кумовья и крестные: каждый
из них - это тот, кто передал вам сказку, ее смысл и
импульс, кто подарил ее вам (отец или мать сказки), а также
тот, кто передал ее тому, кто передал ее вам (abuelo о
abuela, дедушка и бабушка сказки). Так и должно быть.
Абсолютно необходимо получить у
человека четкое
разрешение рассказывать его сказку и обязательно на него
ссылаться, если такое разрешение получено, - это помогает
сохранить генеалогическую пуповину: на одном конце мы, а
на другом - животворящая плацента. Попросить
разрешение и получить его 7], не пользоваться тем, чего
тебе не передавали, уважать труд других, ибо их труд и
жизнь воплощаются в их творчестве, - все это знаки
уважения и, можно сказать, подобающих манер,
свойственные человеку, надлежащим образом
воспитанному в сказочной традиции. Ведь сказка - не
просто сказка. В самом сокровенном и истинном смысле она