6. Сказка
"Мэри Калейн и мертвец" - одна из визитных карточек
сказительниц, двух необычайно талантливых и лукавых женщин из
Северной Каролины. Их зовут Барбара Фримэр и Конни Риган-Блейк. /
7. Paul С.Rosenblatt,
Ph.D., Bitter Tears: Nineteenth-Century Diarists
and Twentieth-Century Grief Theories (Minneapolis: University of
Minnesota Press, 1983). Об этой книге я услышала от Джудит Сэвидж.
Глава
четырнадцатая
1. Юнгово понимание
мистического соучастия было основано на взглядах,
бытовавших среди антропологов в конце XIX - начале XX веков, когда
многие из тех, кто изучал племена, ощущали свою к ним непричастность и
были от них очень далеки, а потому не были способны понимать
поведение составлявших племена людей как поведение человеческой
среды, которое может иметь место где угодно, в любом обществе,
независимо от расы и национальности.
2. То, о чем здесь
говорится, ни в коем случае не означает, что нанесенный
человеку ущерб допустим, потому что делает его сильнее.
3. О реальном
инцесте, совершенном отцом, и последующей детской травме
см. Е.Bass and L.Thornton with J.Brister, eds., I Never Told Anyone:
Writings by Women Survivors of Child Abuse (New York: Harper &
Row, 1983), а также В.Cohen; E.Giller; W.Lynn, eds., Multiple Personality
Disorder from the Inside Out (Baltimore: Sidran Press, 1991).
4. Предполагается,
что в большинстве случаев болезненная утрата
невинности происходит под влиянием мира, внешнего по отношению к
семье. Это постепенный процесс, который переживают почти все и
который завершается мучительным осознанием мысли: в мире все не так
уж безопасно или красиво.
В психологии развития это рассматривается
как осознание того, что ты не
центр Вселенной. Однако применительно к духу это в гораздо большей
мере являет собой пробуждение и понимание разницы между
божественной природой и природой человека. Невинность не должна
стать случайной добычей отца или матери. Всему свое время. Родители
должны по возможности быть рядом, направляли помогая, но главная их
задача - подбирать осколки и снова ставить дочь на ноги.
5. Символический
образ мельника встречается в сказках в своем добром и
злом аспектах. Иногда он скуп, а иногда щедр, как в сказках про мельника,
который мелет зерно для эльфов.
6. Постепенное
пробуждение, когда мы медленно в течение некоторого
периода времени снимаем оборону, менее болезненно, чем тот случай,
когда оборона рушится мгновенно. Однако, хотя быстрый способ поначалу
бывает более болезненным, в режиме терапии или восстановления он
дает возможность скорее начать работу и скорее довести ее до конца.
7. В других сказках
число три символизирует кульминацию напряженной
борьбы, таким образом три можно понимать как жертву, которая дает
начало новой жизни.
8. Лао-цзы - древний
философ и поэт, автор трактата Дао дэ цзин.
9. Для разных
людей есть разные методы. Одни методы, скажем танец,
отличаются внешней активностью, другие, например танец молитвы,
танец ума, танец песни, активны по -другому.
10. Copyright
1989 С.P.Estes, Warming the Stone Child: Myths and
Stories of the Abandoned Unmothered Child, аудиокассета (Boulder,
Colorado: Sounds True, 1989).