врожденным. Влияния общества (супер-эго)
могут быть
очень благотворными или очень пагубными.
Неродная семья Василисы - это созревшая
в душе опухоль,
которая ущемляет сосуды, питающие ее жизненной силой.
Эти женщины возникают как хор нераскаявшихся ведьм и
сыплют упреками: "Тебе это не по плечу. Ты
посредственность. Тебе не хватает
смелости. Ты глупа,
пресна, пуста. У тебя нет времени. Тебе под силу только
простые вещи. Тебе позволено делать от сих до сих и не
больше. Брось, пока не поздно". Поскольку Василиса еще не
вполне осознает свои способности, она позволяет этой злой
преграде пересечь линию своей жизни. Чтобы ее жизнь
выправилась, должно произойти что-то еще - нечто
животворное.
То же самое справедливо и для нас.
В сказке мы видим, что
Василиса еще очень слабо разбирается в том, что
происходит вокруг нее, а отец души также не замечает
враждебного окружения; он слишком добр и не обладает
развитой интуицией. Интересно отметить, что тем дочерям,
чьи отцы наивны, обычно необходимо гораздо больше
времени, чтобы достичь пробуждения.
Нас тоже ущемляют, когда неродная
семья в нас и/или
вокруг нас говорит, что в нас, по меньшей мере, нет ничего
особенного, и заставляет нас сосредоточиться на
собственных недостатках и не замечать окружающей
жестокости, откуда бы она ни исходила - из нашей души или
из общества. Однако для того, чтобы заглянуть вглубь или
видеть насквозь, необходима интуиция, а также способность
настоять на том, что вы увидели. Как и Василиса, мы иногда
стараемся быть кроткими, когда нужно быть знающими.
Возможно, нас научили отказываться от острой интуиции,
чтобы было легче жить. Но если быть кроткой [6], когда тебя
угнетают, то в награду с тобой будут обращаться еще хуже.
Хотя женщина чувствует, что быть собой - значит быть
чужой для других, именно такое психическое напряжение
необходимо для формирования души и создания перемены.
Итак, мачеха и ее дочери замышляют
услать Василису.
Втайне они думают: "Ступай-ка ты, Василиса, в лес, ступай к
Бабе Яге, и, если выживешь, - да только этому не бывать! -
тогда, может быть, мы тебя примем". Это очень важная
мысль, потому что многие женщины в процессе инициации
застревают на полпути - как будто наполовину
перепрыгнули через обруч, наполовину остались. Хотя в
душе и без того живет природный хищник, который твердит,
как заведенный: "Умри!", "Чтоб вас!" и "Почему не послать
все к черту?", общество, в котором женщина живет, и семья,
в которой она выросла, могут усугублять до абсурда этот
естественный, но умеренный отрицающий аспект души.