двое любят друг друга, есть и сердце,
и дыхание. И когда
одна сторона сердца опустошается, другая наполняется.
Когда одно дыхание затихает, другое начинается.
Если люди верят, что сила Жизни-Смерти-Жизни
не имеет
продолжения после смерти, то не удивительно, что многие
боятся определенности. Их пугает даже один-единственный
конец. Они не в силах перейти с веранды во внутренние
помещения. Они пугливы, поскольку ощущают, что в
столовой дома любви сидит Госпожа Смерть, постукивая
ногой, складывая и раскладывая перчатки. Перед ней
список: в одной колонке то, что живет, в другой - то, что
умирает. Она намеревается подвести итог. Ее цель -
соблюсти равновесие.
Во многих современных культурах
архетип силы Жизни-
Смерти-Жизни воспринимают совершенно неверно.
Некоторые уже не понимают, что Госпожа
Смерть
олицетворяет важнейший принцип творения. Благодаря ее
милостивым трудам возобновляется жизнь. В фольклоре
многих народов женские образы смерти обычно наделены
наводящими ужас чертами: она ходит с серпом и "пожинает"
не чующих опасности людей, она целует свои жертвы и
уходит, оставляя за собой трупы, или топит людей, а потом
оглашает ночь протяжным плачем.
Однако в других культурах, например
у индусов и майя,
сохранивших учения о колесе жизни и смерти, Госпожа
Смерть обнимает тех, кто уже умирает, облегчая муки,
принося утешение. В curanderisma говорится, что это она
переворачивает плод в материнской утробе головкой
вперед, чтобы он мог родиться, она направляет руки
повитухи, открывающие приток молока к материнской груди,
она утешает всех страждущих в одиночестве. Те, кто знает
ее полный цикл, не станет ее чернить, а поклонится ее
величию и усвоит ее уроки.
С точки зрения архетипа, природа
Жизни-Смерти-Жизни
является основным компонентом инстинктивной природы. В
фольклоре народов мира ее олицетворяют такие персонажи
как Dama del Muerte, Госпожа Смерть, как Коатликуэ, Хель,
Берхта, Гуаньинь, Баба Яга, Дама в Белом, сострадательная
Ночная Красавица и три женщины, которых древние греки
называли Граи (старухи). Сказки изобилуют следами
олицетворений древней богини-создательницы [3] от
Баньши* в колеснице из ночного облака до La Llorona,
женщины, плачущей у реки; от черного ангела, который,
погладив женщину концом своего крыла, повергает ее в
экстаз, до болотных огней, появляющихся как знак
неминуемой смерти.