лишь однажды - когда утка-мать,
глядя на последнее яйцо,
жалуется: "Этот негодник, отец моих утят, ни разу не явился
меня проведать!" В нашем обществе отец нередко, к
сожалению, - не важно, по какой причине [9], - не мог или не
желал быть доступным ни для кого и, что самое печальное,
даже для самого себя. Можно смело сказать, что для очень
многих девочек-дикарок отец был неудачником, всего лишь
тенью, которая каждый вечер вешала себя в шкаф рядом с
пиджаком.
Если в женской душе или в окружающем
ее обществе
прочно держится стереотип сломленной матери, то у такой
женщины нет уверенности в своих достоинствах. Она может
считать, что выбор между выполнением требований извне и
требований собственной души - это дело жизни и смерти.
Она может ощущать себя третируемым чужаком, которому
нигде нет места, - для изгнанника это вполне нормальное
состояние; что ненормально - так это сидеть, лить слезы по
этому поводу и ничего не предпринимать. Нужно подняться
на ноги и идти искать то место, к которому ты
принадлежишь. Для изгнанника это всегда неизбежный шаг,
а для женщины с укоренившимся в душе комплексом
сломленной матери - самый главный шаг. Если у женщины
сломленная мать, то сама она должна принять решение не
стать такой же.
Мать-ребенок,
или мать-сирота
Как мы смогли убедиться, утка-мать
в сказке - существо
очень наивное и простодушное. Самая распространенная
разновидность слабых матерей - это мать-сирота. В нашей
сказке утка, которая так настойчиво высиживала птенцов, в
конце концов отказывается от одного из них. Есть много
причин, которые могут заставить человеческую и/или
внутреннюю мать поступить таким образом. Она сама может
быть матерью-сиротой. Она может принадлежать к разряду
слабых матерей, очень незрелых душой или очень
простодушных.
Она может быть столь душевно дезориентированной,
что
думает, будто ее не любит даже собственный ребенок.
Возможно, она так измучена семьей и обществом, что не
считает себя достойной коснуться даже краешка архетипа
"лучезарной матери", который осеняет новое материнство.
Понимаете, здесь нет двух вариантов: чтобы опекать свое
потомство, мать должна сама познать материнскую заботу.
Хотя каждая женщина обладает неразрывной духовной и
физической связью со своими детьми, в мире инстинктивной
Дикой Женщины она сразу, сама по себе не становится
законченной земной матерью.