импульсы и идеи души и таким образом
явно и конкретно
реализовывать творческое начало женщины.
Ключевой аспект развития полезного
анимуса - это
реальное проявление связных внутренних мыслей,
импульсов и идей. Хотя здесь мы говорим о развитии
положительного анимуса, нужно иметь в виду следующее:
целостный анимус развивается в полном сознании и при
тщательном самонаблюдении. Если не обращать
пристального и постоянного внимания на свои мотивы и
склонности, результатом будет недоразвитый анимус. Такой
небезопасный анимус может и, безусловно, будет бездумно
выполнять стихийные импульсы эго, выталкивая наружу
разнообразные слепые амбиции и воплощая несметное
множество непроверенных склонностей. К тому же анимус -
это такой элемент женской души, который необходимо
упражнять: устраивать ему постоянную разминку, чтобы и
сама женщина, и он могли действовать целостно. Если
женщина в своей душевной жизни пренебрегает полезным
анимусом, он атрофируется, точь-в-точь как мышца, которая
слишком долго бездействовала.
Хотя некоторые женщины утверждают,
что природа
женщины-воительницы, женщины-амазонки, женщины-
охотницы может заменить это "мужское в женском", на мой
взгляд, в мужской природе есть много слоев и оттенков,
скажем, нечто вроде интеллектуального творения правил,
установления законов, определения границ - чрезвычайно
ценных для живущих в современном мире женщин. Эти
мужские качества, возникающие из инстинктивного
душевного темперамента женщины, следует отличать от
тех, что идут от ее женской природы [15].
Поскольку мир, в котором мы живем,
требует от нас как
медитативных, так и внешних действий, я считаю, что
представление о мужской природе, анимусе в женской душе
очень полезно. В условиях равновесия анимус действует как
помощник, товарищ, любовник, брат, отец, царь. Это не
значит, что анимус - царь женской души, как это могло бы
быть по условиям ущербной патриархальной точки зрения.
Это значит, что женской душе присущ царственный аспект,
который, если развивать его целенаправленно, будет
относиться к дикой природе с любовью и заботой. С точки
зрения архетипа, царь - это символ энергии, которая
должна работать ради женщины и на ее благо; он
господствует над тем, что она сама и ее душа ему доверили,
правит теми душевными владениями, которые она ему
пожаловала.
Вот как должно обстоять дело, но
в сказке анимус
преследует иные цели и делает это за счет дикой природы.
По мере того как река переполняется отходами, сам поток