полночь из леса появляется девица:
на теле грязные
лохмотья, волосы всклокочены, лицо в полосках грязи, кисти
рук отрублены - и с ней призрак в белом одеянии.
И снова дерево плавно склоняется
перед ней, и она ест
грушу, висящую на конце ветки. Чародей подходит поближе,
но не слишком близко, и спрашивает:
- Из сего ты мира
или из иного?
- Когда-то я была из мира сего,
- отвечает девица, - а
теперь - не из мира сего.
- Кто это, женщина
или дух? - спрашивает чародея король.
Тот отвечает, что и то и другое
сразу. Король бросается к
девушке и клянется ей в любви и верности:
- Я не покину
тебя! Отныне я буду о тебе заботиться! Они
женятся, и король делает для нее пару серебряных рук.
Король - вразумляющее существо потусторонней
души. Он
не просто какой-то старый король, а один из главных
стражей женского бессознательного. Он стережет сад
растущей души - свой и своей матери, - в котором
изобильно растут деревья жизни и смерти. Он из рода диких
богов. Как и девица, он способен многое перенести. И как и
ее, его ожидает впереди еще один спуск. Но об этом позже.
В каком-то смысле можно сказать,
что он идет по следу
девушки. Душа всегда следит за своими процессами. Вот
священная истина: если вы скитаетесь, есть еще кто-то - по
меньшей мере один, а чаще их несколько - зрелый и
опытный; он ждет, когда вы постучите в дверь, ударите по
камню, съедите грушу или просто покажетесь, ждет, чтобы
объявить о вашем прибытии по всему нижнему миру. Это
живое присутствие ждет скитальца-искателя и следит за
ним. Женщины это хорошо знают. Они называют это
крошечным проблеском света, интуицией, предчувствием
или присутствием.
Садовник, король и чародей - это
три зрелых воплощения
архетипической мужественности. Они соответствуют святой
троице женственности, воплощениями которой выступают
дева, мать и старуха. В этой сказке древняя тройственная
богиня или три богини в одной воплощены в следующих
образах: дева - в образе безрукой девицы, а мать и старуха
вместе - в образе матери короля, которая появится в сказке
позже. Поворот, который делает эту сказку "современной",
заключается в том, что в образе дьявола воплощен
персонаж, который в древних женских ритуалах посвящения
обычно изображала старуха, обладающая двойной