природой: способностью даровать
и отбирать жизнь. В этой
сказке дьявол изображается только как существо,
отбирающее жизнь.
Однако могу поспорить, что в туманном
прошлом
действующим лицом подобных историй была старуха,
которая выполняла двойную роль: давала посвящение и
становилась причиной бед, осложняя жизнь милой юной
героине и таким образом побуждая ее к странствию из мира
живых в мир мертвых. Это перекликается с принципами
юнгианской психологии, теологии и древних ночных культов,
согласно которым Самость, которую мы называем Дикой
Женщиной, усеивает душу бедами и испытаниями,
заставляя женщину в отчаянии искать убежища в своей
изначальной природе, искать ответов и силы и таким
образом восстановить утраченную связь с великой дикой
Самостью, а потом, насколько это возможно, оставаться с
ней нераздельной.
Эта замена некоторым образом меняет
наши представления
о древнем процессе возвращения женщины в нижний мир.
Но на самом деле замена старухи на дьявола поразительно
созвучна нашему времени, ибо, чтобы открыть для себя
древние пути бессознательного, мы часто вынуждены
вступать в борьбу с дьяволом в образе общественных,
семейных или душевных запретов, обесценивающих
душевную жизнь дикой женственности. В этом смысле
сказка выполняет обе задачи: оставляет достаточно костей
старого ритуала, чтобы его можно было реконструировать, и
показывает нам , как природный хищник старается отрезать
нас от наших законных сил, отнять у нас наш душевный
труд.
Главные действующие силы превращения,
присутствующие
в это время в саду, таковы (называю их в порядке
появления): девица, призрак в белом, садовник, король,
чародей, мать/старуха и дьявол. Традиционно они
олицетворяют следующие душевные силы:
Девица
Как мы уже видели, девица олицетворяет
искреннюю душу,
которая прежде пребывала в дремотном состоянии. Но под
кроткой наружностью скрывается героиня-воительница. Она
обладает выносливостью одинокой волчицы. Она способна
вынести грязь, пыль, предательство, обиду, одиночество и
изгнание, которое сопутствует посвящению. Она способна
скитаться в нижнем мире и вернуться в верхний мир
обогащенной. Она следует наставлениям и указаниям
старой Дикой Матери, Дикой Женщины, хотя при первом
спуске, быть может, не способна выразить их словами.