то гнусное, завистливое, выражающее
непонимание или
презрение. Один или несколько настойчивых хулителей
назовут новорожденного дауном, назовут уродом и
подвергнут осуждению. Рождение нового заставляет
комплексы - враждебного отца, враждебную мать и другие
враждебные существа - восстать с душевной свалки и
попытаться по меньшей мере подвергнуть новый порядок
острой критике, а прежде всего - постараться задавить
женщину и ее новорожденное потомство, идею, жизнь или
мечту.
Это все тот же старый сценарий,
которым пользовались в
древности такие отцы, как Кронос, Уран и Зевс, вечно
пытавшиеся съесть или изгнать своих потомков, движимые
каким-то смутным страхом, что дети одержат над ними верх.
Юнг назвал бы эти разрушительные силы комплексом,
присутствующей в душе организованной совокупностью
чувств и представлений, которая не осознается эго, а потому
способна в большей или меньшей степени одержать над
нами верх. В психоаналитической среде в качестве
противоядия предлагается выявление своих слабых и
сильных сторон - тогда комплекс не сможет действовать по
инерции - стихийно и непредсказуемо.
Фрейд сказал бы, что источник этой
разрушительной силы -
Оно: темная, неопределенная и бесконечная страна души,
где, разбросанные, как обломки после крушения, ослепшие
от недостатка света, живут все забытые, подавленные и
отвлекающие идеи, побуждения, желания и действия. В этой
психоаналитической среде разрешить проблему можно,
если вспомнить исходные мысли и побуждения, привести их
в сознание, описать, дать имена и классифицировать, чтобы
извлечь их силу.
В некоторых исландских сказках говорится,
что иногда этой
обитающей в душе волшебной разрушительной силой может
быть Брак, ледяной человек. Есть древнее сказание, в
котором повествуется о безупречном убийстве. Брак,
ледяной человек, убивает женщину, которая не отвечает
ему взаимностью. Он убивает ее сосулькой, имеющей
форму кинжала. На следующий день выходит солнце, и
сосулька тает, как и сам ледяной человек, после чего не
остается орудия, которое изобличило бы убийцу. И от
убийцы тоже ничего не остается.
Зловещий образ ледяного человека
из мира мифов имеет ту
же сверхъестественную способность исчезать и появляться,
что и комплексы человеческой души, и те же повадки, что у
дьявола из сказки о безрукой девице. Вот почему появление
дьявола так дезориентирует посвящаемую. Как и ледяной
человек, он возникает из ниоткуда, выполняет свою