Модель поведения "отдавать
самое главное в жизни" может укорениться в
детстве под влиянием близких, которые вымогали у ребенка любовь и
использовали его прелесть, чтобы утолить собственный голод и пустоту.
Такое воспитание придает врожденному хищнику огромную силу и готовит
человека к тому, чтобы стать добычей других. Пока собственные
инстинкты не будут приведены в надлежащее состояние, женщина,
воспитанная в таком духе, очень склонна становиться жертвой
невысказанных опустошительных душевных потребностей других людей.
Обычно, если женщина с хорошо развитыми инстинктами обнаруживает,
что какие-то отношения или ситуация не обогащают, а обедняют ее жизнь,
она знает, что где-то поблизости затаился хищник.
4.
Bruno Bettelheim, Uses
of Enchantment: Meaning and Importance of
Fairytales
(New York: Knopf, 1976).
5. Например, фон
Франц говорит, что Синяя Борода - "убийца и ничего
больше...". М±. von Franz, Interpretation of Fairytales (Dallas: Spring
Publications, 1970), p. 125.
6. На мой взгляд,
Юнг предполагал, что и творец, и его творение пребывают
в развитии, причем их сознания влияют друг на друга. Это замечательная
идея - что человек может влиять на силу, скрытую за архетипом.
7. Фатальный телефонный
звонок входит в первую двадцатку сюжетов
человеческих сновидений. Типичный сон - когда телефон не работает или
спящий не может понять, как он работает. Телефонный шнур перерезан,
номера на кнопках расположены не по порядку, линия занята, номер
службы спасения вылетел из головы или не отвечает. Подобные
телефонные ситуации во сне по своей окраске очень близки к неверно
истолкованным или коварно подмененным письмам, которые мы видим в
народной сказке "Безрукая девица", где письмо, несущее радостную весть,
черт подменяет зловещим.
8. В целях сохранения
тайны личности участников название и адрес группы
изменены.
9. В целях сохранения
тайны личности участников название и адрес группы
изменены.
10. В целях сохранения
тайны личности участников название и адрес группы
изменены.
11. В целях сохранения
тайны личности участников название и адрес группы
изменены.
Глава
третья
1. В сказках о
Василисе и Персефоне есть много общего.
2. Разные зачины
и концовки сказок - предмет, изучению которого можно
посвятить всю жизнь. Стив Сэнфилд, замечательный еврейский
рассказчик, писатель, поэт и первый среди сказочников, живших в
семидесятые годы в Соединенных Штатах, любезно передал мне
искусство собирания зачинов и концовок, которые представляют собой
самостоятельную разновидность творчества.
3. Оборот
"в меру добрая мать" я впервые отметила в работе Дональда
Уинникота. Эта изящная метафора - одно из тех выражений, которое
тремя простыми словами передает целые страницы.
4. С позиций юнгианской
психологии можно сказать, что материнская
структура души состоит из слоев: архетипического, личностного и
культурного. Именно их совокупность определяет адекватность или ее
отсутствие в интернализованной материнской структуре. В возрастной
психологии отмечается, что формирование адекватной внутренней
матери, по-видимому, происходит поэтапно, причем каждый последующий