названия, определяющего суть вопроса,
- благословляющий ритуал
племени дине (навахо), который именуется "путь красоты".
12. "Оплакивание
непрожитых жизней. Психологическое исследование потери
ребенка при вынашивании" юнгианского психоаналитика Джудит А.
Сэвидж (Judith A. Savage, Mourning Unlived Lives - A Psychological
Study of Childbearing Loss [Wilmette, Illinois: Chiron, 1989)] -
превосходная книга, одна из немногих на эту тему и чрезвычайно важная
для женщин.
13. Практики,
такие, как хатха-йога, тантрическая йога и танец, а также другие
действия, упорядочивающие связь с собственным телом, несут в себе
огромную силу.
14. В фольклоре
некоторых народов говорится, что дьявол чувствует себя
неудобно в человеческом облике, который ему не совсем впору, и потому
хромает. В сказке "Красные башмачки" девочка лишается ног и тоже
становится хромой, потому что она, образно выражаясь, "танцевала с
дьяволом" и переняла его хромоту, то есть нечеловеческую жизнь,
чреватую излишествами и убийственную.
15. С приходом
христианства старинные сапожные инструменты - рашпиль,
щипцы, тиски, клещи, молоток, шило и т.д. - стали синонимами пыточных
орудий дьявола. К началу шестнадцатого века во всей неязыческой
Европе было распространено убеждение: "Лжепророки получаются из
жестянщиков и сапожников".
16. Исследования
по восприятию насилия как нормы и по усвоенной
беспомощности проводили доктор медицинских наук, специалист в
области экспериментальной психологии Мартин Селигман и др.
17. В семидесятых
годах Ленор Уокер в своей выдающейся работе "Забитые
женщины" (Lenore Walker, The Battered Women [New York: Harper
& Row,
1980 ed.]) использовала этот принцип, исследуя загадку: почему женщины
живут с партнерами, которые обращаются с ними с возмутительной
жестокостью?
18. Или тем из
нашего окружения, кто юн и беспомощен.
19. Женское движение, Национальная
организация женщин и другие
организации - одни имеющие экологическую ориентацию, другие
образовательную и правовую, - насчитывают в своих рядах множество
женщин, которые, чтобы выступить вперед, заговорить и, что, пожалуй,
важнее всего, продолжать говорить в полный голос, подвергали себя
большой опасности. Это относится и к тем женщинам, которые стояли и
стоят во главе движения, развивают и расширяют его. В правовой сфере
многие голоса и постановления принадлежат как женщинам, так и
мужчинам.
20. Такое равнение
на сверстниц и женщин постарше уменьшает
противоречия и увеличивает безопасность для женщин, которые
вынуждены жить во враждебном окружении. Однако при других
обстоятельствах это заставляет женщин в буквальном смысле предавать
друг друга и таким образом отсекать еще одно материнское наследие -
возможность иметь старших, которые вступятся за молодых женщин,
вмешаются, разберутся, пойдут с любой из них в суд, чтобы сохранить
уравновешенное общество и равные права для всех.
В других обществах, где все женщины
считают себя сестрами, а мужчины
- братьями, иерархические качества,
налагаемые возрастом и властью,
бывают сглажены отношениями взаимной заботы и ответственности.
Женщина, которую в детстве предавали, постоянно ожидает
предательства со стороны любимого человека, начальника и общества. Ее
первый опыт, связанный с предательством, часто связан с каким-то
случаем или случаями, в которых были повинны родственницы по женской