способны и впредь причинять вред,
и знать их намерения, а также
представлять себе распределение сил: равны они или нет.
9. Слово
descanso используется также для обозначения места последнего
упокоения - погребения или захоронения.
10. Если имели
место инцест, нападение или другое тяжкое посягательство,
может понадобиться много лет, чтобы завершить цикл прощения. Бывают
случаи, когда больше сил приносит отказ в прощении, и это тоже
допустимо. Недопустимо только безумствовать по поводу случившегося
до конца жизни. Такая чрезмерная горячность очень плохо сказывается на
душе и психике, а также на материальном теле. Это положение
необходимо уравновесить. Для этого есть много разных способов. Нужно
проконсультироваться у психотерапевта, который является сильной
личностью и специализируется в подобных проблемах. Найдя такого
профессионала, следует задать ему вопрос: "Каков ваш опыт в области
усмирения ярости и укрепления духа?"
11. Forego, от
древнеанглийского for gan или forgaen: проходить, уходить
(Oxford English Dictionary).
12. Forbear, от
средневерхненемецкого verbern: мириться, иметь терпение
(Oxford English Dictionary).
13. Forget, от
древнетевтонского getan: держаться или цепляться; с
префиксом for означает не держаться, не цепляться (Oxford English
Dictionary).
14. Forgive, от
древнеанглийского forziefan: давать или
даровать,
прекратить питать неприязнь
(Oxford English Dictionary).
15. Несколько
иное определение такой разновидности прощения можно найти
в Oxford English Dictionary: 1865 J.Grote, Moral Ideas, VIII (1876), 114:
"Активное прощение - способность платить добром за зло". На мой
взгляд, это высшая форма примирения.
16. Не только
разным людям требуется разное время, чтобы простить, - это
время зависит еще и от понесенного ущерба. Одно дело простить
недоразумение и совсем другое - простить убийство, инцест, жестокость,
несправедливость, предательство, воровство. В зависимости от ущерба,
иногда бывает легче простить однократную обиду, чем повторные.
17. Поскольку
тело тоже обладает памятью, ему также следует уделять
внимание. Суть в том, что нужно не убегать от ярости, а исчерпать ее и
разоружить и таким образом перестроить либидо, которое тогда будет
свободно совсем иначе, чем прежде. Это физическое освобождение
должно сопровождаться душевным пониманием.
Глава
тринадцатая
1. Я согласна с Юнгом: человек,
который совершил несправедливость, не
сможет от нее исцелиться, если не расскажет о ней абсолютно правдиво,
не взглянет на нее честно..
2. Впервые я прочитала
об этом у Эрика Берна и Клода Стайнера.
3. WAE, то есть
эксперимент юнгианской Ассоциации Слова, тоже
подтверждает это. В данном исследовании раздражитель вызывает
резонанс не только когда человек слышит слово, которое возбуждает
отрицательные ассоциации, но и при упоминании некоторых более
"нейтральных" слов.
4. Иногда за этим
следуют фотографии отцов, братьев, мужей, дядьев,
дедушек и рассказы о них (а порой и о сыновьях и дочерях), но основная
работа сосредоточивается на родственницах по женской линии.
5. Она одна страдает
как козел отпущения, как пожиратель греха, не имея ни
власти, ни выгод того или другого, то есть благодарности, почестей и
воздаяния ближних.