Франциск I
воскликнул как-то, что «двор без
1УУ женщин все равно, что времена года без
весны, а весна без роз». Прощайте, мрач
ные рыцарские замки, прощай, скучная жизнь в оди
ночестве. Владельцы их, некогда сосланные в глушь
своих провинций, по первому зову явились ко двору
короля. Вместе с ними ехали их жены, ехали укра
сить своим присутствием сказочные феерические двор
цы Его королевского величества, в которых жизнь
протекала как вечный праздник, в постоянных пирах,
охотах и развлечениях.
Так,
появившись на политической сцене, женщины
Франции XVI века сразу стали играть заметную роль.
Добрые
христианки в некоторых чертах своего ха
рактера, язычницы в других, они смешивали Еванге
лие с античной мифологией и, выходя из церкви, на
правлялись за советами и наставлениями к колдунам и
звездочетам. Принимая деятельное участие во всех со
бытиях этой эпохи, в которую, по меткому выражению
Монтеня, натура человеческая была потрясена во всех
смыслах и до самого основания, дамы эти были ама
зонками и поэтессами, пренебрегали условностями и
усталостью и бравировали опасностями, господствуя
всюду и надо всеми своим умом и красотой, своими
познаниями в науках и отвагой ветреных любовниц, —
короче говоря, они владели тайными чарами Армиды.
В этом
странном и блестящем обществе, в котором
эрудиция ценилась превыше роскоши, а смелость мыс
ли и поступка радостно встречалась как новое и доселе
неведомое удовольствие, рг-цвели бессмертные творения
„ 4} ,