J лава
5. (^Зранциск. I и мадам Шатобриан
Веселое
сражение происходило под открытым не
бом в момент, когда тяжелые крупные хлопья снега
it обилии падали на голову штурмующим, как вдруг
кто-то из захмелевших от новогодних возлияний обо
роняющихся вместо плода схватил из очага и швыр
нул вниз горящее полено, поразившее короля в голо-
ну.
«Перенесенный
к своей матери, он несколько дней
находился «под серьезной угрозой смерти, и слух о
«го кончине обошел всю Европу*.
В конце
концов он выздоровел1,
но Луиза трепе-
тнла за своего «Цезаря* и одно время считала, что
уже «совершенно погибла» (фраза из ее личного днев
ника).
Этот
любопытный инцидент стал поводом для но
ной мужской моды, характерной для XVI века: ко
роткие волосы и борода (длина которой, разумеется,
Менялась по вкусу ее обладателя — прим. автора).
Дело в том, что врачам пришлось остричь длинные
кудри короля, а он сам «отпустил бороду, чтобы
скрыть несколько некрасивых следов от ожога».
Так же
немедленно поступили все придворные. Пов
сюду глаз только и встречал, что остриженные голо-
IIы и бородатые лица. И Клеман Маро2, со свойствен
ным ему остроумием, не преминул высмеять цирюль
ников, вынужденных практиковать свое ремесло не
сколько ниже:
Умерьте вашу
дрожь, бедняги брадобреи,
Узрев при
бороде макушку без волос,
127
1
И один Бог
знает, каких трудов это стоило медикаы.
2
’ Клеман
Маро (1496—1544) — поэт-гуманист эпохи Возро
ждения, был пажом Маргариты Наваррской, затем пере
шел на службу к Франциску I. Несмотря на близость ко
двору, подвергался преследованиям. Умер изгнанником в
Турине (Северная Италия). Сыграл большую роль в разви
тии французского языка.