(фаворитки
французских королей. Часть вторая
открывает
доселе неведомые сокровища истории. Мы хо
тели бы воспользоваться этими исследованиями в воссо
здании лиц героинь XVI века. Мы убеждены, что чем
глубже будет исследоваться этот обширнейший и дра
матичнейший период, тем чаще будут обнаруживаться
новые изобильные источники и неисчерпаемые залежи
как в смысле занимательности найденных фактов, так и
в смысле глубочайшего психологического значения. Пи
сатели, подобные Вите и Меримё, музыканты, подобные
бессмертному автору «Гугенотов», художники вроде Поля
Делароша, доказали с полной очевидностью, что ни одно
время так много не говорит воображению, уму, сердцу,
человека, как это.
В деле
осмысления и воссоздания этой эпохи авто
ры романов были менее счастливы. Вместо того, что
бы подражать Вальтеру Скотту, который умел в точ
ности воссоздать дух и состояние описываемой эпохи,
они завладевают историческими персонажами только
для того, чтобы заставить их передать дух нашего вре
мени в обличье минувшего века. Они не умеют воссо
здать их истинные физиономии.
Итак, чтобы
далеко не ходить за примером, отме
тим лишь, что именно образ Екатерины Медичи из
вращается ими до неузнаваемости. Истинная Екате
рина Медичи и отдаленно не напоминала тот образ
людоедки, под маской которой ее изображают в боль
шинстве современных романов. У нее не было ни зло
вещего взгляда мрачных глаз, ни облика роковой жен
щины. Сгущая краски, создают зловещий призрак, но
не женщину. Вместо реального облика исторического
лица создается персонаж из фантасмагории. Екатери
на Медичи, такая, какой она была, со всем своим ве
ликолепным самообладанием, холодной расчетли
востью, элегантной надменностью, невозмутимым спо
койствием, скрывает в душе своей нечто совсем дру
гое. Это спокойность , размеренность и уравновешен
ность, придающие ее облику необычную оригинальность.
Такая нежная кротость в преступлении, всякое отсут
178