(фаВоритки
ер ранцу зских королей. Часть вторая
В числе
итальянских мастеров, прибывших ко дво
ру короля, был и прекрасно уже известный читателю
мастер Бенвенуто Челлини, которому с первых дней
своего пребывания во Франции не посчастливилось
вызвать гнев фаворитки уже тем, что он «не хотел счи
тать ее абсолютной хозяйкой королевства».
«Все началось
донельзя глупо, — уверял Бретон. —
Скульптор, получив заказ на статуи для замка в Фон
тенбло, представил проект королю, но забыл (или не
захотел) показать его фаворитке. Взбешенная госпожа
д’Этамп отомстила, упросив Франциска I поручить
Приматиччо работу, заказанную ранее Челлини, и сла
бохарактерный государь согласился совершить такую
несправедливость.
И наконец
после множества интриг Челлини удалось
все же пристроить в одной из галерей Фонтенбло вели
колепного Юпитера, которого он только что закончил.
«Госпожа
д’Этамп, узнав, как идут мои дела, — была
этими раздражена против меня больше, чем когда-либо.
«Как, — говорила она себе, — я правлю всем миром, а
эта жалкая личность со мной совершенно не считается»1.
Работа
удалась на славу, и Франциск I в сопровож
дении двора и своей фаворитки решил лично удосто
ить мастера посещением вновь открытой для обозре
ния галереи дворца.
«Внезапно
кто-то из придворных спросил:
—
А что означает эта рубашка, в которую Бенвену
то одел свою статую?
Госпожа
д’Этамп ответила едким тоном:
—
Видно, для того, чтобы скрыть какие-то недо
статки!
Бенвенуто
только этого и ждал.
—
Я не из тех, кто скрывает свои ошибки, — сказал
он, — я набросил на статую эту одежду из честности,
но раз вы ее не хотите, так пусть ее и не будет!
1 Бретая Ги. История
Франции в рассказах о любви. М.:
«Мысль».
1993. С. 222—223.
220