(фаворитки,
французских, королей, Часть вторая
Но вскоре
удовольствия рассеяли и тень угрызений
совести. Вслед за образом мужественного человека, пог
лощаемого пламенем, явился победоносный образ Ди-
авы-охотницы с полумесяцем на лбу, золотым колча
ном за плечами и серебряным луком в руках. Сказоч
ный замок Ане, владение богини, стал храмом его
идола. Современники изумлялись: богиня Диана не
желала стареть, и не старела! Воистину удивительное
зрелище! В чем же был ее секрет? И историк Мишле
нам его открывает: «Никогда и ни при каких обстоя
тельствах не волноваться (довольно было волнений,
которые она пережила от герцогини д’Этамп), никого
не любить и ничему не сочувствовать. Словом, отсут
ствие всякой души. А с другой стороны, культ тела.
Тела и красоты, одинаково ... но отнюдь не расслабля
емый, как поступает большинство женщин, тем вернее
убивающих то, что сильнее всего они любят, — напро
тив, самый суровый, почти что спартанский режим и
уход стал надежным стражем ее жизни»1.
В любое время
года Диана умывалась водой из ко
лодца, а нередко окуналась и обнаженной на глазах
своих дам в ледяной проруби. Чуть свет красавица была
уже на коне, охотилась за каким-нибудь быстроногим
зайцем (право, прекрасное занятие!) или гуляла по лу
гам и полям, покрытым розами. Что удивительно, если
в глазах своего очарованного просто мифологической
торжественностью любовника она не казалась вовсе
обыкновенной женщиной.
На вершине
своего могущества Диана все же не ос
меливалась тревожить Екатерину Медичи, а Екатери
на, со своей стороны, тоже воздерживалась от борь
бы. «Когда Генрих взошел на престол, госпожа сене-
шалыда, самим королем поставленная в известность,
что королева ни в чем не намерена ей вредить, стала
относиться к ней с большой любовью и благоволением.
232
1 Эмбер де Сент-Аман.
Женщины при дворе поздних Ва
луа.
Париж. 1884. С. 209.