J лава
8. Генрих III, или приближение конца
«Они
следовали за королем повсюду, — признает
современник Генриха III Пьер де Л’Эстулуль, — делая
и говоря лишь то, что ему понравится. Они не слиш
ком заботились о Боге и добродетели, довольствуясь
милостью своего хозяина, которого они боялись и по
читали превыше Бога»2.
В народе не
любили этих «миньонов» — группу из
четырех человек, которых Генрих III все время дер
жал при себе и «осыпал милостями, почестями и по
дарками». «Стремясь угодить королю, придворные по
кидали своих жен и открыто заявляли о своей при
верженности содомскому греху. Для большинства это
было тяжким испытанием, ибо, будучи нормальными
людьми, они питали большое отвращение к этим про
тивоестественным удовольствиям. Однако превозмога
ли себя, рассчитывая быть замеченными.
А тем
временем женщины, лишенные мужского
внимания, вынуждены были утешаться в обществе друг
друга, как сообщает Соваль, — и Париж был перепол
нен лесбиянок.
Нет, недаром
все-таки увидел много лет назад, еще
в детстве, герцог Анжуйский, король Генрих III, одну
взволновавшую его сцену, о коей повествует Брантом:
«Я слышал от
покойного господина Клермон-Тай-
ара-сына, умершего в Ла-Рошели, что в детстве он имел
честь сопровождать герцога Анжуйского, впоследст
вии короля Генриха III, в путешествиях и, по заве
денному обычаю, учился вместе с ним, а воспитателем
при них состоял господин де Гурне; и вот однажды,
по прибытии в Тулузу, он занимался с означенным
наставником и, сидя в уголку кабинета, вдруг угля
дел в узенькую щелочку... в соседней комнате двух
весьма знатных дам; дамы эти, раздевшись до чулок,
лежали одна на другой, целовались взасос, словно го
лубки, терли, гладили и возбуждали друг дружку и
315
1 Бретоя Ги. История
Франции в рассказах о любви. М.:
«Мысль».
1993. С, 306.