Jхаба
8. Уенрих. Ill, или приближение ко {а
шуточки — он
не желал, чтобы чернь упивалась ими,
ибо сравнивал свой двор с самой знаменитой и велико
лепной из красавиц мира, е признанным воплощением
совершенств —и не позволял пустым, бессовестным бол
тунам неуважительных слов на этот счет; по его разуме
нию, неподобно при французском дворе говорить о римс
ких, венецианских и иных куртизанках — и не все, что
дозволено делать, позволительно высказывать вслух*.
Как видим,
человеческая жизнь полна потемок, в
которых таится и находит легкое объяснение любое
противоречие. К сожалению, пороки и благочестие
Генриха III вполне могли уживаться в одном челове
ке, и мы легче это поймем, если вспомним, в какие
драматические времена он жил, и сравним эти време
на с нашими. А кроме того, не забудем и того простого
обстоятельства, что всякий человеческий характер
претерпевает постоянную эволюцию и видоизменяет
ся, постепенно ведя человека к заслуженной им смер
ти. Грустное заключение, но вполне в духе описывае
мого нами сюжета.
Так или
иначе, но экзальтированная и извращен
ная природа Генриха III, основы которой можно ис
кать в удовольствиях, пороках и треволнениях фран
цузского двора и Франции времен его молодости, по
лучила постепенно самое странное и крайнее вопло
щение, хотя, с другой стороны, короля воспринимали
как носителя извращенного и искаженного благочес
тия и пуританства.
Конечно, не
все дамы осмеливались вкушать подоб
ные радости. Наиболее робкие ограничивались подруч
ными средствами, мечтая о том дне, когда мужчины
опять станут нормальными.
Словом, во
всей Франции царил ужасающий беспо
рядок и, по словам некоего автора, «королевство, уп
равляемое безумцем, напоминает пьяный корабль*1.
1 Бретон Ги, История
Франции в рассказах о любви. М.:
«Мысль».
1993. С. 309.
317