QФаворитки
французских королей. Часть вторая
их радостях,
что же сказать об их горестях, несчасть
ях и страданиях!..»
Бели бы Диана
де Пуатье, Екатерина Медичи, Ма
рия Стюарт, Маргарита Валуа, Елизавета Французс
кая встали из своих гробниц и заговорили с нами о
жизни и смерти, что бы они смогли нам сказать? Как
оценили бы подлинную ценность человеческих деяний
и жизни? Что бы сказали нам о величии, богатстве и
славе своего века? Может, они повторили бы вослед за
Пьером де Л’Этуалем в его рассказе о смерти Марии
Стюарт: «Вот совершенно трагическая жизнь и под
линная картина сцены и тщеславия сильных мира сего.
А засим как судили о делах и терзаниях рода челове
ческого!» Или же они воскликнули бы, как некоторые
дамы времен Людовика XIV:
«Нет, после
всего, что мы видим, святость лишь пус
той звук, а жизнь не более чем сон; слава лишь дым, а
красота и удовольствия всего лишь опасные забавы».
И еще один
вывод можно сделать, глядя на эту эпо
ху: отними у этих королей и королев христианскую
веру, и что останется нам от них —лишь странные
монстры тирании, почти азиатские деспоты, Семира
миды и Валтасары. Отнимите у их фавориток угрызе
ния совести, они станут всего лишь низменными кур
тизанками и мессалинами, почти язычницами. Даже
коленопреклоненный перед алтарем Генрих III будет
не более чем лицемерным ханжой, с завистью взираю
щей на участь какого-нибудь темного монаха1.
Но из руин и
могил возвышается красноречивый
голос. Это великий голос, священный голос истории,
который придает всем вещам мира их подлинные про
порции и учит на картинах знаменитых несчастий
переносить тяготы и несчастья современной нам жиз
ни, а вызывая тени прошлого, словно набрасывает на
настоящее сказочный флёр давно угасшей жизни.
1 Эмбер де Сент-Аман.
Женщины при дворе поздних Ва
луа.
Париж. 1884. С. 392.
332