26 Здесь разумеется преп. Иоанн Молчальник, епископ Колонийский, память которого празднуется 3-го ноября.
27 Такое наименование монастырь получил от своих укрепленных башен, от греч слова яорт-башня, крепость. Пиргион значит монастырь с башнями.
28 Нынешний Михмас.
29 Монастырь в Варихе или Карпавариха -ныне Бени-Наим, к югу от Хевроиа Все эти иноческие обители были расположены в пустыне по течению реки Иордана, неподалеку от него.
30 Нынешняя Лавра преп. Саввы Освященного. - Что касается наименования обители его Лаврою, то значение его представляется в следующем виде. Лавра - с греческого - часть города, переулок-собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков в городе, обнесенный оградой или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келлии, собираясь вместе для Богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни сохраняя строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название Лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте и затем в Падеотипе. В настоящее время имя Лавры употребляется у нас исключительно в смысле почетного названия.
31 Списатель жития преп. Саввы, монах Кирилл, описывавший жизнь Саввы со слов его учеников, прибавляет к сему: "Посему даже и доныне находится вода посреди Лавры: она доставляет великое утешение отцам, и ни зимою не умножается, ни летом не умаляется, хотя почти все ее черпают".
32 Саллюсиий - патриарх Иерусалинский с 486-494 г.
33 Т. е. Иуда Искариотский.
34 4 Кн. Царств гл. 5, от. 20-27. Получив обманом два таланга серебра и две перемены одежды за исцеление Неемана прор. Елисеем от проказы, Гиезий сам был наказан за корыстолюбие проказою и удален от пророка.
35 Отсюда он и получил наименование "Освященного", т. е., по нынешнему словоупотреблению, иеромонаха: ибо в те времена монахи и игумены вообще в редких случаях принимали священство.
36 Анастасий I Дикор или Фракиец, Византийский император, царствовал с 491-518 г.
37 Это - единственный остров на Мёртвом море, недалеко к западу от устья Иордана.
38 Исаврия - неболыная гористая область на юге Малой Азии.
39 Иерихон - город на западном берегу Иордана, недалеко от Иерусалима.
40 Кастеллий - нынешвий Хирбет Мирд, в расстоянииш около З1/2 верст от Лавры Саввы Освященного
41 Т. е. Господь Иисус Христос. Который, среди жесточайших искушений, явился преп. Антонию Великому в виде светлого облака и укреплял его, ободряя божественным гласом, что Он всегда с ним.
42 Вифлеем - небольшой городок в колене Иудином, в 2 часах пути к югу от Иерусалима, - место Рождества Христова.
43 Амафунт - город на о. Кипре, ныне Палео-Лииисоо. Аила -крайний южный город Палестины, находившийся в глубине залива Красного моря, ныне - развалины близ Акабьи.
44 Кафисматная церковь, в переводе с греческого, значит "Седалищная"; была устроена одной благочестивой вдовой в честь Пресвятой Богородицы на месте, называемом. "Ветхое седалище", в окрестностях Иерусалима. Место это получило свое наименование от "Седалища" или возвышения, устроенного на нем Константином Великим, где долгое время потом совершался обряд Воздвижения Креста Господня.
45 Илия II-патриарх Иерусалимский с 494-517 г.
46 Златица - золотой, червонец.
47 Башня Давидова лежит на северном углу Сиопа, где последний горною цепью соединяется с северными холмами, близ Яффских ворот, где ныне цитадель ель-Калаа, состоящая из нескольких башен различной величины и неправильного вида.
48 Во время распространения монофизитской ереси (во 2-й половине V в.), утверждавшей, что в Иисусе Христе пребывало тайно одно естество Божеское, поглотившее природу человеческую, некто Петр Фуллон, он же Кнафей, что значит валяльник сукна, так как в молодости он занимался этим ремеслом (Фуллон - латинское название валяльщика, а Кнафей -греческое), еще будучи пресвитером (впоследствии он был лжепатриархом Антиохийским), прибавлял к "Трисвятому" ("Святой Божий, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй пас")-"распныйся за ны". Так как он был монофелит (т. е. признавал во Христе не две, но одну волю Божественную), то этою прибавкою хотел выразить, что в страданиях Спасителя страдало не только Его Божество, но даже и вся Св. Троица. Последователи Петра составили особую секту Феопасхитов, сильно волновавшую православный мир. Впоследствии эта прибавка, к соблазну