После долгого молчания, во время которого все приготовились внимать беседе, святой архиепископ Григорий начал говорить мудрому еврейскому учителю Ервану и всему их собранию так:
- Когда прошла ночь и воссияло Солнце Правды, зачем вы препираетесь, противясь Его Свету и не веруя в Него?
Ерван сказал:
- Если Солнце Правды воссияло, и мы противимся, как ты говоришь, свету Его, веруя в истинного Бога, то тем более вы, как язычники, содержащие чуждое учение, противитесь свету правды, укоряя Божественный закон, данный нам от Бога.
Архиепископ отвечал:
- Мы от язычников, но чье мы - создание и творение?
Ерван отвечал:
- Явно, что - Божие создание и творение. Архиепископ сказал:
- Если же мы, как и вы, творения Божии, то какое же большее превосходство приобрели вы, чем мы?
Ерван возразил:
- То, которое имеем сравнительно с египтянами.
- Хорошо, что ты вспомнил о египтянах, - отвечал архиепископ, - покажи же свое превосходство перед ними!
Ерван сказал:
- Разве ты не читал о великих чудесах в Египетской земле, в Чермном море, в пустыне, которые Бог творил через Моисея, по выходе Израиля: потопил египтян, а Израиля спас?
Архиепископ отвечал:
- Никакого нет различия между вами и египтянами, ибо их Бог потопил в море, а вас за вашу злобу погубил на земле. Перейдя Чермное море, как посуху, вы потонули на пристани, в страданиях окончив жизнь в пустыне, ибо больше чем из шести сот тысяч людей только двое Халев и Иисус Навин удостоились видеть обетованную землю
19
. Чем же вас Бог почтил перед египтянами?
Ерван спросил:
- А кому послал Бог в пустыне манну? Архиепископ сказал:
- А тебе что лучше кажется: мясо, которое вы ели в Египте, или манна, посланная в пустыне?
Ерван отвечал:
- Ясно, что манна лучше.
Архиепископ возразил:
- Зачем же вы обратились мыслию назад, пожелав свиного мяса в котлах и чесночного луку и всякой египетской пищи (Чис. 11:5), а манну возненавидели?
После этого начались прения о Пресвятой Троице.
Ерван говорил:
- Каким образом христиане исповедают трех Богов: Отца, Сына и Святого Духа, когда Бог сказал при Синае: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть, и кроме Его нет иного Бога" (Втор. 6:4). Противно закону следовательно поступают христиане, почитая не Единого Бога, а Трех?
Архиепископ, возражая, говорил, что Единого Бога мы почитаем, Творца всех, только в трех Лицах - Отца, Сына и Св. Духа, во едином же Божестве, и в доказательство приводил сии слова Давила. "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все