Жития святых, патерики, прологи, минеи, фрагменты хроник, апокрифы.
ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского Месяц январь
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Месяц январь
стр. 73

Сильвестр отвечал:

- Мы не говорим, что в отношений к Богу имело место рождение страстное; мы исповедуем, что Божество - бесстрастно и что рождение Сына было таким, каково бывает рождение слова из мысли. Мы не вводим учения о временном рождений Сына от Отца, но веруем в вечное рождение его, неподлежащее условию времени, ибо знаем что Творец времени есть Сын вместе с Отцом и Духом, а Творец времени Сам не находится под временем. Выражение же: Я ныне родил тебя обозначает не горнее и предвечное Божественное рождение, но дольнее, которое имело место в известное время и совершилось во плоти, принятой ради нашего спасения 16 . Пророк знал что Христос - Бог предвечный, почему и говорит: "Престол Твой, Боже, вовек" (Пс. 44:7). Предвозвещая же имевшее совершиться в последующее время воплощение, он сказал: "Ты - Сын мой! Я ныне родил Тебя". Итак этими словами: Ты - Сын мой он указывает не на временное, но на предвечное Его рождение; а словами: "я ныне родил Тебя" обозначает Его рождение, совершившееся в известное время. Сказав: "я ныне родил Тебя", пророк показал что и то рождение Сына, которое должно было совершиться в известное определенное время, Отец приписывает Себе Самому, потому что оно должно быть по его воле. Но уже и то даже выражение: "я ныне родил Тебя" указывает на вечность рождения Божья, в которой нет действия прошедшего и будущего, а всегда только одно настоящее. О Духе же Святом тот же Давид свидетельствует такими словами: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их (Пс. 32:6). Итак здесь упоминает он о Трех лицах: Бог - Отец и Сын, Которого называет Словом ради его вышнего и бесстрастного рождения и о Святом Духе. И в другом месте он говорит: "Духа Твоего Святого не отними от меня" (Пс. 50:13). И опять: "Куда пойду от Духа Твоего" (Пс. 138:7)? Сими словами пророк ясно показывает, что существует Дух Святой, Который наполняет Собою все. И еще говорит: "пошлешь дух Твой - созидаются" (Пс. 103:30). Не Давидом ли все это сказано? Но и Боговидец Моисей в книге Бытия приводит такие слова Божьи: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). С кем же тогда говорил Бог если с Ним не было какого-то другого Лица? Никто не скажет, чтобы это сказал Бог Небесным Силам, ибо те самые слова: "по образу Нашему" не дают никакой возможности так думать; не один и тот же образ и подобие у Бога и Ангелов, как не одинаково существо и сила их с Богом, но иное - существо Божье и иное - ангельское. Итак нужно предположить, что был Кто-то Иной в беседе, с Кем Бог сказал те слова: "по образу Нашему". Этот Иной должен был быть таким, Который бы имел одинаковое существо с говорящим Богом совершенно тожественный с Богом по образу и подобию. Кто же это мог быть, как не Сын, Который единосущен Отцу, равен с Ним по славе и власти, будучи неизменным образом Божьим? Что же мы вводим нового, когда веруем и утверждаем, что существуют Отец и Сын и Святой Дух? И если язычникам это представляется невероятным и неосновательным то это неудивительно, ибо они не знают Священного Писания. Но почему не веруете этому вы, которые изучаете слова святых пророков из коих ни одного, который бы не пророчествовал о нашем?

После того святой Сильвестр хотел подробнее говорить о Пресвятой Троице, но царь, прервав его речь, сказал иудеям:

- Те слова, которые предложил нам из Писания епископ, так ли читаются, иудеи, и в ваших книгах?

Они отвечали:

- Так.

Тогда царь сказал:

- Итак, в том споре о Пресвятой Троице, мне кажется, вы побеждены.

  Предыдущая Начало Следующая    
На Главную
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе