|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Vadim Автор сайта "Тамплиеры"
Зарегистрирован: 10.08.2007 Сообщения: 151 Откуда: С.-Петербург
|
Добавлено: Чт Июл 31, 2008 7:14 am
Заголовок сообщения: Храм св. Софии, Константинополь |
|
|
Самый величественный храм Византийской империи изнутри и снаружи: современные фотографии, литографии Гаспара Фоссати середины XIX в., сохранившиеся мозаики...
http://vizantia.info/docs/20.htm
Смотрите и наслаждайтесь! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Чт Июл 31, 2008 9:15 am
Заголовок сообщения: ПУТЕШЕСТВИЕ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ В ЦАРЬ-ГРАД |
|
|
ПУТЕШЕСТВИЕ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ В ЦАРЬ-ГРАД. *
Антоний, в мире Добрыня Ядрейкович, совершил это путешествие около 1200 г., так как в самом сказании его говорится, что в мае этого года он был в Царьграде, то есть, ровно за четыре года до взятия и разрушения его крестоносцами (в 1204 г.). Следователь-но, он видел многое, чего уже не удалось видеть другим путешественникам, посещавшим Царьград после этого погрома. Возвратившись в отечество, он принял в Хутынском мона-стыре монашество, под именем Антония. С 1211 г. по 1229-й трижды избираем он был в архиепископы Новгородские; скончался в 1231 году. Его путешествие в рукописи XVII в., принятой в этом издании с некоторыми грамматическими исправлениями, озаглавлено так: Книга Паломник. С Богом починаем сказание мест святых во Царь-граде. (О термине Паломник см. в Хождении игумена Даниила). Согласное во всех главнейших пунктах с составленным по лучшим византийским источникам «Сказаніемъ о созданіи великія Божія церкви святыя Софіи, яже есть въ Константини градђ», оно отличается простотою и искренностью самовидца, и при краткости отрывоч-ных заметок, содержит несколько драгоценных сведений, не встречаемых у других путе-шественников в Царьград. Так например, кроме свидетельства о золотом блюде княгини Ольги и об иконе и церкви свв. князей Бориса и Глеба (см. сн. 7 и 21), мы находим сле-дующее известие об одном русском паломнике, погребенном при церкви св. Георгия: «лежитъ въ тђлђ, великъ человђкъ: той бо Леонтій 3-жды въ Іерусалимъ пђшь ходилъ». — Язык этого памятника в списке XVII в. значительно подновлен, как в этимологии, так и в синтаксисе.
Се азъ недостойный, многогрђшный Антоній, архіепископъ Новгородьскый, Божіимъ милосердіемь и помощію святыя Софія, иже глаголеться Премудрость, присно-сущьное Слово, пріидохомъ въ Царьградъ1, прежде поклонихомъся2 святђй Софіи3, и пре-святаго гроба Господьня двђ досцђ цђловахомъ, и печати гробьныя, и икону Пресвятыя Богородицы, держащую Христа, въ того Христа жидовинъ ударилъ ножемь въ гортань, и изошла кровь; а кровь же Господьню, ишедшую изъ иконы, цђловали есмя въ олтари ма-ломь. Во святђй же Софіи въ олтари кровь и млеко святаго Пантелеймона во единой вђти не съмятъшися4, и глава его, и глава Кондрата апостола, и инђхъ святыхъ мощи, и глава Ермолы5 и Стратоника; и Германова рука, еюже ставяться патріарси: и икона Съпасова, юже посълалъ святый Германъ чрезъ море безъ корабля посольствомь въ Римъ; и блюдо мороморяно6, на немь же Христосъ вечерялъ со ученикы своими въ великый четвертокъ; и пелены Христовы, и дароносивыи сосуды златы, яже принесоша Христу въ дары волсви; и блюдо велико злато служебьное Ольгы Руськой7, когда възяла дань, ходивъши ко Царю-граду… Во блюдђ же Ольжинђ камень драгый; на томь же камени написанъ Христосъ, и отъ того Христа емлють печати людіе на вьсе добро; у того же блюда вьсе по верхови жемчюгомь учинено. Ту же есть во олтари телђга Констянтина и Елены, и иныхъ слу-жебьныхъ золотыхъ блюдъ съ каменіемь драгымь и съ жемчюгомь, и сребряныхъ множе-ство разноличныхъ, яже износять на службу во вьсяку недђлю и въ господьскія праздьни-кы. Ту же есть во олтари вода, и приведена по трубамъ изъ колодязей. И вънђ дверій олта-ря малаго стоить крестъ мђрьный8, колико былъ Христосъ возвышенъ плотію на земли. И за тђмь крестомь лежить Анна9, яже давала дворъ свой святђй Софіи, на немь же и по-ставленъ малый олтарь; и того ради положена бысть ту. И отъ того же олтаря недалече мироносица поють; и стоить передъ ними икона велика Пречистыя Богородицы держащи Христа. И шьли слезы отъ очію ея на очи Христа Бога нашего. И дають воду, яже во олта-ри, на помазаніе вьсђмъ человђкомъ. И отътолђ на той же странђ церкви10 есть святаго апостола Петра, а въ ней лежить святая Феофанида, яже ключи держала святђй Софіи: тыя же ключя цђлують. Ту же есть во церкъви коверъ святаго Николы висить. Ту же висить Петровыхъ веригъ желђзо, въковано въ золотую икону: на праздьникъ же Петро-выхъ веригъ цђлуеть патріархъ и вьси люди. А отътолђ же во другой церкъви лежить предьній амбонъ11 хрусталенъ, его же избилъ верхъ святђй Софіи падъся…12
У олтаря же великаго на лђвой странђ мђсто, идђже глаголалъ ангелъ Господень ко отрочищу: «не иду отъ мђста сего, доньдеже стоить святая Софія13». На томь же мђстђ три иконы поставлены, а на нихъ написано три ангелы, и множество ту народа Бога молять. И отътолђ близь мђсто, идђже мvро священное варять иконами ветхыми14, иже не знати15 святыхъ; и тђмь же мvромь дђти крестять. На той же на лђвой странђ горђ у терема16 ве-ликаго сошита пазуха17 златомь; злато же вышьло 4 капи. Въ велицђмь же теремђ кандилъ 80, вьсђ сребряни; и на праздьникы Господьскія новыя измђняють. А и иныхъ кандилъ по вьсей церкви много, а вься сребряная; яблоковъ златыхъ множество. Во олтарђ же вели-комь надъ святою трапезою великою, и на средђ ея, подъ катапезмою повђшенъ Кон стянтиновъ вђнець18, и у него же повђшенъ крестъ, подъ крестомь голубь19 златъ; и иныхъ царей вђньци висять окрестъ катапезмы. Та же катапезма вься сотворена отъ злата и сребра, а столпія олтарьныя и амбонъ, вьсе сребряно. А у катапезмы повђшены вђньцы малы, 30 ихъ, въ память вьсђмъ христіаномъ и въ незабытіе, Іюдиныхъ ради 30 сребре-никъ, на нихъ же Господа Бога предаде…
Во святђй же Софіи у олтаря на правой странђ, ту есть мороморъ багрянъ, и ту по-ставляють престолъ златъ, и на престолђ поставляють царя на царьство. И по странамъ того мђста есть мђсто огражено мђдію, да на не20 человђци не воступають, но то мђсто цђлують народи: на томь бо мђстђ молилася святая Богородица къ Сыну своему и Богу нашему за родъ христіяньскый; то же видђлъ святый попъ въ нощи, стражь нощь-ный. И на той же странђ поставлена икона велика святыхъ Бориса и Глђба21; и ту имђють письци. И горђ на полатахъ стоить патріархъ, коли служать. Въ притворђ же за великымь олтаремь въчинены во стђнђ гроба Господьня верхняя доска, и посохъ желђзенъ ту же, и свердьлы и пилы, ими же чиненъ крестъ Господень; и ýже желђзьно во дверехъ Петровы темьници; и древо, еже на шіи Христа подъ желђзомь было, тоже въчинено въ икону кре-стомь. Въ томь же притворђ надъ дверьми горђ написанъ Стефанъ первомученикъ, предъ нимь же подымають кандило. И кому очи болять, обвивають тђмь ужемь главу и здрави бывають очима. Ту же икона есть, въ нюже уразилъ жидовинъ Христа въ гортань. И ту же есть труба медьная Ерихоньскаго възятія22 Іисуса Навъгина23. И ту же есть камень мрамо-рянъ, издобленъ акы кадь, кладязя Самарейска, у него же глаголалъ Христосъ къ Самаряныни: «дай же ми воды пити»; въсквозђ бо той камень Самаряне черпаху воду. А отътолђ святый Аверкый и Григорій Великія Арменіи и Селиверстъ24 лежать; и ту же гла-вы Кира, Іоанна, и иныхъ святыхъ мощій много во святђй Софіи. Ту же главы Кира, Иоан-на, и иныхъ святыхъ мощій много во святђй Софіи. Ту же и крестильница25 водьна, и написанъ въ ней Христосъ, въ Іерданђ26 креститься отъ Іоанна, со дђяніемь27 написанъ: и какъ Іоаннъ училъ народы, и какъ младыя дђти металися въ Іорданъ и людье: то же вьсе Павелъ хытрый писалъ при моемь животђ…
И егда же заутренюю пђти хотять у святыя Софіи, прежде поють предъ царьскыми дверьми въ притворђ, и вышедъ поють посредђ церкъви, и двери отворять райскія, и третьяя поють у олтаря. А въ недђльный же день ставаеть патріархъ на утрени и на обђдьнђ и въ господьскыя праздьникы; и тогда благословляеть пђвьцовъ съ полатъ; они же, оставльше пђніе, понихронію28 кличють, и потомь начьнуть пђніе красьное и сладъ-кое, якы ангели, и тако поють до обђдній; а коньчавъше утренюю и разболокъшеся29, вы шедъ вонъ, возьмуть у патріарха благословеніе службы дђля литоргіи30. А по заутрени чьтуть Прологъ31 до обђдни, на амбонъ возшедъше. И егда конъчають Прологъ, и тогда почьнуть литоргію; а службу коньчавъше, молитву дорную32 глаголеть старђй іерей во олтари, а 2-й іерей глаголеть молитву ту же въ церкъви за амбономъ; и коньчавъше мо-литву кождо, и благословляють люди. Такоже порану и вечерьню поють. А колокола не держать въ святђй Софіи; но бильцо мало въ руцђ держа, клеплють на заутрени; а на обђдьни и на вечерьни не клеплють; а по инымъ церкъвамъ клеплють и на обђдьни и на вечерьни. Било же держать по ангелову ученію; а въ колокола латыне звонять…
А егда дђлаша святую Софію, въ олтарьныя стђны клали святыхъ мощи. А кладязи мнози во святђй Софіи. А на полатахъ кладязи; и оградъ патріарховъ и церкъви многы. Овощь же патріарховъ вьсякый, дыни и яблокы и груши, держать въ кладязи повержено ужищемь въ кошници; и когда ясти патріарху, и тогда выимають е студено. Тако же и царь ясть. И бани патріархова на полатахъ. Воды же по трубамъ возведены, а другая дождевая. И на полатахъ же исписани патріарси и вьси цари, колико ихъ было въ Царђградђ, и кто ихъ ересь держалъ.
Последний раз редактировалось: Galina (Чт Июл 31, 2008 9:25 am), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Чт Июл 31, 2008 9:24 am
Заголовок сообщения: |
|
|
Примечания:
* В Хрестоматии Ф. И. Буслаева этот документ напечатан в отрывках.— Ю. Ш.
1 Царьград сложное слово с прилаг. именем царь, т. е. царев, §§ 74 и 98.
2 Поклонихомся и цђловахомъ мн. ч. относится к ед. ч. азъ.
3 Первоначальный храм во имя св. Софии, т. е. Премудрости или Слова Божия, был сооружен в Царь-граде еще Константином Великим в IV в.; но не раз быв возобновляем, наконец он истреблен был пожаром при Юстиниане. Тогда этот император вознамерился вновь воздвигнуть храм тоже во имя Софии-Премудрости, но в самых обширных размерах и с небывалым дотоле великолепием. Самый лучший мрамор и другие драгоценные материалы для сооружения храма были собраны отовсюду по всей империи, из язы-ческих храмов и зданий Рима, Ефеса, Афин, Трои и с островов. Обширное пространство, назначенное для этого здания, было очищено от находившихся там домов, которые частью были скуплены, частью пожерт-вованы, с тем, чтобы бывшие владельцы их по смерти были погребены в стенах храма и поминаемы за упо-кой. Из числа последних была некоторая вдова Анна, упомянутая в этом путешествии, см. сн. 9. Для по-строения храма (с 533 г. по 538) взято было до десяти тысяч рабочих, состоявших под надзором ста масте-ров и под главным руководством знаменитых архитекторов Анфемия Траллийского и Исидора Милетского.
4 Не съмятъшися не смутившиеся, от , корень усиливается в , откуда мутить, смущать, § 13.— По сказанию, когда отсечена была голова св. мученика Пантелеймона, то вместо крови потекла вода.
5 Кондрат вм. Кодрат; Ермола или Ермолай вм. Ермил.
6 мороморянъ от мороморъ: полногласн. форма от мраморъ. Что касается до самой трапезы, на которой стояло это блюдо, то, по свидетельству этого же Путешествия, она находилась во времена Антония в церкви Пресвятой Богородицы.
7 Любопытное известие о том, что еще в конце XII в. память о русской княгине Ольге была соединяема с одною из драгоценных святынь, хранившихся в царьградской Софии.
8 Крестъ мђрьный — в меру возраста Иисуса Христа.
9 О вдовице Анне см. сн. 3.
10 Церкви поздняя форма вм. древней цьркы, ц. сл. цръкы, имен. пад. ед. ч., § 63.
11 амбонъ = амвонъ.
12 пастися, вм. пасти, § 36. Великолепный амвон, устроенный по повелению императора Юстиниана из золота и драгоценных камней, впоследствии был разрушен вместе с св. трапезою и сению под упавшею на него частью церковного купола, здесь названного верхом.
13 Упоминаемое здесь предание, по Сказанию о создании Софийского храма в Цареграде, соединяется с легендою о поводе, по которому этот храм был наречен во имя св. Софии. Будто бы император Юстиниан пребывал во многом размышлении, как наименовать сооружаемый им храм. И вот однажды мастера ушли обедать, оставив у работ отрока для стражи. И явился ему в виде юноши ангел и велел ему идти за мастера-ми; но юноша не смел отлучиться. Тогда ангел произнес: «клянусь тебе Софиею Премудростью Божиею, во имя которой созиждется сей храм, что я сам страж, приставленный к этой церкви!» Отрок по-шел доложить о том императору. Юстиниан тотчас же отправился на постройку, но там уже никого не было. И уразумел он, что то был ангел Божий; прославил Бога и много радовался о том, что Сам Господь явил ему Свою волю, как наименовать созидаемый храм.
14 Иконами ветхыми, т. е. затопляя ими печь.
15 не знати не видно: безличный глагол в форме неопред. наклонения, § 139; иже не знати вм. еже не знати (§ 136), по-русски: «так что не видно» и пр.
16 Терем имеет здесь значение церковного купола.
17 пазуха навес свода, ниша.
18 Обычай привешивать царские или королевские венцы над алтарным престолом был усвоен в ранние средние века и на западе. Как венец Константинов был повешен в св. Софии под сению престола (под ката-пезмою); так и в Киевопечерской церкви Успения Богородицы, по преданию, был повешен над престолом венец со главы изображенного на кресте Иисуса Христа, привезенный из-за моря варягом Шимоном. См. в Патерике Печерск. 4.
19 голубь злат, в сказании о создании Софийского храма называется горлицею комкальницею; это даро-хранильница в виде голубя, церковная утварь в такой же форме принятая в средние века и на западе.
20 на не = на е, на него, т. е. на огороженное место.
21 Важное сведение о том, что в XII веке в цареградской Софии была помещена икона русских свв. кня-зей Бориса и Глеба. Далее в том же Путешествии Антония упоминается даже церковь во имя этих русских святых: «А во Испигасђ градђ есть церковь святыхъ мученикъ Бориса и Глђба; въ томъ градђ явишася святіи, и исцђленія многа бываютъ отъ нихъ».
22 Ерихоньскаго възятія взятья Иерихона: имя прилаг. вм. существительного в косвен. падеже, § 156.
23 Навъгинъ или Навгинъ вм. Навинъ, первоначально Наvинъ, как Евга и Ева, §§ 16 и 25.
24 Селиверстъ вм. Сильвестръ.
25 При древних соборах, как на востоке, так и на западе, были отдельные здания, под названием бапти-стериев или крестильниц, назначенные для таинства крещения.
26 Ιорданъ и по народному Ιерданъ.
27 Со дђяніемь, с изображением событий из жизни, деяний или подвигов.
28 Понихронія греч. πολυχρονίον многолетие.
29 разболокъшеся, разоб- разоблачившись, полногласн. форма.
30 литоргія вм. литургія.
31 О Прологе см. в Послании архиепископа Василия к епископу Феодору.
32 Молитва дорная иначе называется заамвонною. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Vadim Автор сайта "Тамплиеры"
Зарегистрирован: 10.08.2007 Сообщения: 151 Откуда: С.-Петербург
|
Добавлено: Пт Авг 01, 2008 12:06 pm
Заголовок сообщения: |
|
|
Летописи сообщают, что на момент захвата Константинополя, в св. Софии хранились следующие христианские святыни:
плита Гроба Господня (перевезена императором Мануилом Комнином); Пелены Христовы, известны ныне как Туринская Плащаница (по описанию Робера де Клари находилась во Влахернской церкви); Дары Волхвов; орудия, которыми изготовляли Крест Господень; Древо что на шее Христа под железом было; мраморный колодец, у которого Христос беседовал с Самарянкой.
Вот только "плиты Гроба Господня" (её некогда обмерил и описал после первого крестового похода, русский паломник игумен Даниил. В его «Хожении» начала XII века святыня была названа «лавицей». Тогда она еще находилась на своем исконном месте в Кувуклии Гроба Господня) среди трофеев не оказалось.
Если верить "Книге Паломник", описавшей путешествия Добрыни Ядрейковича, о которой нам сообщает Галина, то она (плита) оказалась в Новгороде... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Запрещается копирование и использование авторских материалов (стихов, песен, статей) из раздела "Королевство Труверов" без письменного разрешения администрации "Terra Monsalvat".
Публикации из остальных разделов форума "Terra Monsalvat" разрешены для некоммерческого использования без ограничений.
Указывать форум "Terra Monsalvat" как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Global Folio
|
Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
|
|
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net
|
| |