Рукопись "Евангелия от Иуды" - подлинник, но правдиво ли ее содержание?
"
International Herald Tribune", 7.04.2006 / 07.04.2006
В 1959 г., когда ´Евангелие от Фомы´ было впервые опубликовано на английском, многие христиане были просто ошеломлены, узнав, что кроме канонических Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна существуют и другие.
Кроме того, именно тогда большинство верующих впервые услышали о гностиках - христианских общинах, существовавших во 2-4 веках нашей эры, чьи священные тексты и религиозные верования слабо напоминают традиционное христианство в его современном понимании.
Однако ´Евангелие от Иуды´ - еще один гностический текст - обнародован в совершенно иную эпоху. Сегодня на христиан обрушился настоящий поток взаимоисключающих истолкований их религии и ее истории, и некоторые из них теряются в догадках, как это все ´переварить´.
Гностицизм сегодня чуть ли не у всех на устах - во многом благодаря роману ´Код да Винчи´, а также историкам, занимающихся ранним христианством, вроде Элейн Пейджелс (Elaine Pagels), чьи труды рассчитаны на широкого читателя.
На сегодняшний день переведен и опубликован ряд других гностических Евангелий - от Марии Магдалины, от Филиппа, от Фомы и даже ´Евангелие Истины´. Некоторые церковные организации создают специальные исследовательские группы для изучения литературы об ´историческом Христе´.
´Евангелие от Иуды´ - лишь последний из ветхих пергаментов [так в тексте. По другим сообщениям, рукопись написана на папирусе - прим. перев.], который подарила нам египетская пустыня - эта удивительная ´машина времени´. Еще до его официальной презентации в четверг на пресс-конференции Национального географического общества США этот текст стал предметом научного спора, к которому вскоре присоединятся христианские церкви, интернет и теологические издания.
Дискуссия идет главным образом о том, содержит ли рукопись исторически достоверные сведения о взаимоотношениях между Иисусом и Иудой.
По словам некоторых ученых, входящих в экспертный совет при Национальном географическом обществе, с появлением этого текста встает вопрос о переосмыслении традиционного образа Иуды. В ´Евангелии от Иуды´ Иисус ведет с ним конфиденциальную беседу, обещая поделиться ´тайнами царства божьего´. Иисус также просит Иуду выдать его римлянам, чтобы плоть его была принесена в жертву.
Один из ученых, входящих в экспертный совет Национального географического общества Крейг Эванс (Craig Evans) - он преподает Новый Завет в Богословском колледже Акейдия (Acadia Divinity College) в Вулфвилле (Нова Скотия) - предположил, что Иисус и Иуда могли разговаривать наедине, и потому содержание их беседы не попало в новозаветные Евангелия, содержащие в первую очередь публичные высказывания Христа. ´Возможно, ´Евангелие от Иуды´ донесло до нас давние воспоминания о том, что Иисус дал Иуде тайное поручение, о котором другие ученики не знали´, - отмечает доктор Эванс.
Г-жа Пейджелс, профессор истории религии в Принстоне, заявила, что ´Евангелие от Иуды´ и другие обнаруженные гностические тексты ´подрывают миф о монолитности христианского учения´.
По мнению других ученых, ´Евангелие от Иуды´ - интересный текст, но он никоим образом не повергает сомнению содержание Нового Завета. ´Рукопись ничего не сообщает нам об историческом Иисусе или историческом Иуде, - считает Бен Уитерингтон-третий (Ben Witherington III), специалист по толкованию Нового Завета из Духовной семинарии Эсбери (Asbury Theological Seminary) в Уилморе (Кентукки). - Она позволяет узнать много нового о группе, которую называли еретической в период ее существования´.
Ученые, независимо от их отношения к содержанию текста, считают, что рукопись, скорее всего, была составлена писцом, принадлежавшим к одной из гностических общин каинитов - ранних христиан, считавших героями канонических библейских злодеев, в том числе Каина, Исава и Иуду.
´Нет никаких данных, указывающих на то, что эти документы когда-либо отражали господствующее течение в христианстве, - утверждает профессор Уитерингтон. - Каиниты всегда считались маргиналами даже среди единоверцев´.
По его словам, если Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна были написаны в 1 веке н.э., в первые десятилетия существования христианства, то работы гностиков относятся ко 2 веку и более позднему периоду. Утверждать, будто ´Евангелие от Иуды´ содержит некие фактические данные о нем самом, отмечает профессор Уитерингтон - ´все равно, что заявлять, будто документ, составленный через полтора века после смерти Джорджа Вашингтона, дает нам некую ´информацию из первоисточника´ об этом человеке´.
Другой участник экспертного совета Национального географического общества, преподобный Дональд Синьор (Donald Senior), полагает, что гностические Евангелия способны подорвать основы христианства только в том случае, если многие верующие проникнутся идеями в духе ´теории заговора´, характерной для ´Кода да Винчи´ - о том, что ´консервативная элита´ ранней церкви преследовала свободомыслящих правдоискателей-гностиков ´ради сохранения единства и верности догматам´.
Отец Синьор - председатель чикагского Католического богословского общества и член Папской Библейской комиссии, которая консультирует Папу Римского, считает, что Ватикан вряд ли воспримет ´Евангелие от Иуды´ как некую угрозу. По его словам, в ответ Римско-католическая церковь, скорее всего, ´подтвердит свою приверженность каноническим текстам´, но не будет пытаться опровергнуть каждое новое открытие.
´Если по какой-то причине сотни тысяч христиан вдруг сочтут ´Евангелие от Иуды´ своей ´книгой откровений´ и священным текстом, церковь, пожалуй, выступит с каким-нибудь официальным заявлением, - заметил отец Синьор в одном из интервью. - Но в принципе, на мой взгляд, оно даже не привлекает особого внимания´. И добавил: ´Я просто рад, что оно обнаружилось не в одном из сейфов Ватикана´.
Лори Гудстайн http://pk.kiev.ua/digest/2006/04/07/142948.html