Вознесе́ние Госпо́дне - церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо". (Лк, 24; 51). "И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1; 9-11).
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=817&v=1589
***********************
Вознесение Господне - один из так назыв. двунадесятых праздников, совершающийся в 40-й день после Пасхи. После Своего воскресения из мертвых, Христос пробыл на земле еще сорок дней. На сороковой день он повел учеников своих из города по направлению к Вифании, на гору Елеонскую. Когда они поднялись на гору, у учеников, еще мало разумевших духовный характер учения Христова, мелькнула мысль, не вывел ли их Христос на гору для того, чтобы объявить Свое Мессианское царство на земле. Христос с грустью укорил их за это неразумение, делавшее из них все еще более сынов "царства Израилева", чем "царства Христова", Затем, объяснив им истинный смысл имевшего совершиться события и обещав послать им Духа Святого, Христос преподал им последнее благословение, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако окончательно закрыло от них Христа и они услышали голос небесных вестников, возвещавший, что "сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Марк. XVI, 15 - 20; Лук. XXIV, 4253; Деян. I, 412). В IV и V веках праздник Вознесение Господня был уже всеобщим в Христианской церкви; о нем упоминают многие отцы церкви, как Григорий Нисский (умер в 396), св. Иоанн Златоуст (умер в 404), св. Григорий Двоеслов (умер в 604) и другие. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник; она состоит, между прочим, из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу св. Иоанну Дамаскину. На Западе с праздником Вознесения связывались в древности разные обычаи и обряды, в некоторых местах сохраняющиеся и доселе. Так, для наглядного представления народу самого события Вознесения Христа на небо в некоторых римско-католических церквах совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое разными церемониями и песнопениями. - Находясь в зависимости от Пасхи, праздник В. не связан с определенным числом и принадлежит. к праздникам так называемым подвижным или переходным.
http://infolio.asf.ru/sprav/brokgaus/0/965.htm
***********************
Вознесение, праздник весенне-летнего цикла, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг. У восточных и южных славян связан с представлением о посмертном пребывании души на земле и ее вознесении на небо через 40 дней после смерти. Вознесение замыкает собой пасхальный цикл, в течение которого небесные врата якобы остаются открытыми для всех. Души умерших могут в это время посещать своих близких, а любой усопший в этот период, даже грешник или умерший неестественной смертью, беспрепятственно попадает в рай. После Вознесение св. Петр накрепко запирает врата рая. В период от Пасхи до Вознесение вместо обычного приветствия говорили друг другу: “Христос воскресе!” По русским поверьям, в эти сорок дней по земле ходит Христос, поэтому грех плевать за окно (где может стоять Господь), не следует оставлять нищих без подаяния (нищим может оказаться Христос) и т.д.
Вознесение или его канун почитали праздником мертвых, когда пекли и раздавали поминальные хлебы: у восточных славян в форме “лесенки” (по ней Христос должен подняться на небеса), а также блины, называемые “христовы” или “божьи онучи”, в которых Христос идет на небеса. Украинцы устраивали поминки на могилах родных, а словенцы совершали обходы кладбищ. Болгары полагали, что именно на Вознесение предки возвращаются на “тот свет” после кратковременного пребывания на земле: в этот день на кладбищах разводили костры и поливали могилы водой.
Русские в этот день гадали по хлебным “лесенкам” с семью перекладинами, соответствующими 7 небесам, о своей посмертной судьбе: бросали их с колоколен и по количеству оставшихся целыми перекладин узнавали, на какое небо попадут после смерти. “Лестничка” , семью уцелевшими перекладинами оказывала на праведника, а полностью разбившаяся — на великого грешника.
Украинцы и русские на Вознесение ходили “проведывать” посевы. На поле подкидывали вверх принесенные с собой “лесенки”, ложки, яйца, куски пирогов, чтобы так же высоко выросла рожь; скатерти — чтобы лен был длинным. Взрослые “поднимали” на поле за уши маленьких детей, спрашивая их: “Видишь ли Москву?”, и высказывали пожелание: “Расти, рожь, большая, вот этакая”. После обхода поля с крестным ходом женщины “катали” по ниве дьяков, чтобы снопы были большими и тяжелыми.
Южные славяне на Вознесение совершали выходы в поле и обходы посевов с крестным ходом. Накануне дети делали специальный деревянный крест, украшали его цветами, венками и лентами, а наутро, неся крест впереди процессии, обходили село дом за домом и исполняли под окнами особые песни: “Мы крест носим, Бога просим. Пусть Господь даст, чтобы дождь шел, трава росла, нива зеленела...” Процессия с крестом останавливалась около каждого дома, где хозяйка обсыпала детей пшеничным зерном, подбрасывая его высоко, “чтобы так же высоко росла и пшеница”.
В Сербии, Боснии и Хорватии Вознесение считается началом скотоводческого сезона, когда стада впервые выгоняли на летние пастбища, лошадям “ради здоровья” стригли хвосты и гриву, на рога коровам вешали венки. В это время соблюдали также многочисленные запреты, призванные обеспечить охрану скота и его здоровье.
Сам праздник Вознесение, а также весь период от Пасхи до Вознесения, у восточных и южных славян связан с областью народной метеорологии. Сербы все четверги от Страстного четверга до Вознесения называют “белыми” и в эти дни не стирают, не бьют вальком белье во избежание града; болгары не выносят во двор белую одежду, чтобы не было града и инея. Со дня Вознесения (называемого в Хорватии “крижево”) каждый день специально звонят в колокола, полагая, что тем самым “крестят” (“крижа”) облака, чтобы “Бог сохранил землю от вредного воздуха и ветра”. В Полесье совершают обряд “вождения стрелы”, которому приписывают функцию защиты от грома: “Давайте пойдем стрелой Ушестье (Вознесение) провожать, чтобы нас гром не побил, нашу деревню не спалил”. У южных славян на Вознесение во время обходов полей с крестами принято было втыкать в поля, виноградники, сады ореховые, кизиловые и др. ветки или сделанные из них крестики, чтобы защитить посевы от града.
Вознесение считалось также пограничной датой, разделяющей весну и лето. Поэтому у восточных славян к Вознесению были приурочены некоторые обряды изгнания и проводов, например “проводы весны”. После Вознесения запрещалось петь весенние песни и др. Пограничный характер праздника Вознесения проявлялся и в обрядах “перехода” в иную социальную группу и т.п. У словаков подросшие девочки впервые в этот день получали право появиться на улице в одежде взрослых девушек, сидеть среди них в костеле, гулять с парнями, участвовать в праздниках и посиделках, организуемых молодежью. В Болгарии в этот день девушки одалживали свои одежды подружке, недавно выдшей замуж, чтобы поскорее последовать ее примеру.
Т.А. Агапкина, Г.И. Кабакова
http://www.photo.pagan.ruphoto.pagan.ru/w/woznesenie0.php