торая неделя (воскресенье) и третья седмица Великого Поста посвящены святителю Григорию Паламе, агхиепископу Солунскому, прославившемуся многочисленными трудами на благо Церкви.
Святитель Григорий Палама
Он родился в 1296 году в Малой Азии в знатной и благочестивой христианской семье. Когда началось нашествие турок, семья бежала в Константинополь. Там отец Григория стал сановником при дворе Андроника II Палеолога и заслужил уважение самого императора, но вскоре скончался.
Император Андроник II Палеолог
После смерти отца император, полюбивший способного и прилежного мальчика, сам занялся его воспитанием.
Андроник надеялся, что юноша станет достойным преемником своего отца в области государственной деятельности, но Григория влекло другое. Глубокая религиозность, желание сосредоточиться исключительно на духовной жизни привели к тому, что Григорий в 20 лет пренебрег блистательной карьерой придворного сановника и покинул императорский двор. Он удалился на Афон и поступил простым послушником в Ватопедский монастырь. Там, под руководством преподобного Никодима Ватопедского, он принял монашеский чин. Вместе с Григорием приняли монашество его мать и сестры.
Григорий ни разу не усомнился в правильности выбранного им пути – ведь через год его монашеской жизни ему явился святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.
Святой Евангелист Иоанн Богослов
После преставления преподобного Никодима Григорий 8 лет был под началом старца Никифора, а когда и он скончался – перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского.
Преподобный Афанасий Афонский
Еще через три года, желая достичь большего духовного совершенства, Григорий ушел в ошельническую обитель Глоссии, насельники которой практиковали сосредоточенную безмолвную молитву – так называемое умное делание, или умная молитва. Оно было введено еще великими пустынниками IV века и постепенно совершенствовалось поколениями монахов. Подробное освещение умное делание получило в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова и было затем усвоено афонскими монахами.
Симеон Новый Богослов
Умная молитва требовала уединения, безмолвия и особой сосредоточенности, поэтому практикующие ее стали называться «исихасты», от греческого «hesyhia» - «молчание, покой». Такая молитвенная практика приводила к глубоким духовным озарениям.
Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника. Он продолжал вести отшельническую жизнь, а в субботу и воскресенье выходил к народу - совершал Богослужение и произносил проповеди. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет.
В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
Особое внимание в своих трудах Григорий уделял природе Божественного Света, явленного Господом Иисусом Христом своим ученикам на горе Фавор во время Преображения Господня. Он писал, что образ Божий в нас — это прежде всего свет не физический, а тот самый, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос.
Богословские труды святого Григория подверглись нападкам монаха Варлаама, который вообще не признавал исихазма а также высмеивал доводы Григория о нетварности (несозданности) Божественного Света.
Константинопольский собор осудил учение Варлаама как ересь. Но у Варлаама было много сторонников, и в их числе – Патриарх Иоанн XIV, который в 1344 году отлучил Григория от Церкви и посадил в тюрьму. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор, святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.
За три года до кончины он вернулся в Солунь. 14 ноября 1359 года святитель Григорий Палама мирно отошел ко Господу. Последними его словами были: «В Горняя! В Горняя!» («Ввысь!» «В Небеса!»). В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе, при Патриархе Филофее, который написал житие святителя и службу ему.