итер Вейгманс (Pieter Weigemans) родился 11 августа 1948 года в городке Мерксем, расположенном вблизи Антверпена (Бельгия). Художественный талант, унаследованный от отца, проявился у мальчика очень рано. В 15 лет он стал студентом Королевской академии изящных искусств в Антверпене, где занимался под руководством таких профессоров, как Жак Горас и Виктор Дольфин.
1964. Королевская академия изящных искусств, группа профессора Гораса. Питер сидит в центре нижнего ряда
Под руководством опытных педагогов Питер усердно работал, пробуя себя в разных сферах живописи: жанровых зарисовках, натюрмортах, пейзажах и портретах, причем юноша сразу избрал классический стиль как основополагающий для своего творчества. Годы учебы в Академии развили и укрепили талант и практические навыки художника, усовершенствовали технику.
В 1969 году Питер закончил Академию с дипломом художника, дизайнера и иллюстратора. После военной службы он как иллюстратор-фрилансер работал во многих издательствах. Художник продолжал усердно трудиться, оттачивая технику. Годы учебы в Академии привили ему правильные навыки, но прошло достаточно много времени, прежде чем Питер окончательно нашел себя.
В 1976 году в Антверпене решили реставрировать старинное здание, где в XVI веке жил и работал знаменитый художник Давид ван Ноорт. Потолочная роспись здания, когда-то богатая, была утрачена, и ее решено было написать заново, в стиле мастеров того времени.
Питер Вейгманс взял подряд на написание больших фрагментов этой росписи. Работа в строгом стиле классической старинной живописи дала художнику бесценный опыт в использовании сочетаний цветов, светотени, композиции.
Работа над потолочной росписью в доме ван Ноорта
Постепенно вырабатывался особый, возвышенный и изысканный стиль Питера Вейгманса, ориентированный на лучшие классические образцы изящного искусства. Такой стиль, считает художник, в отличие от приземленно-бытового – более выразителен. Изучая натюрморты таких знаменитых мастеров, как Давид де Хеем, Вильям Хеда и Рейчел Руис, Питер находит в них особо выразительную и глубокую цветовую гармонию.
Если ранее художник предпочитал писать натюрморты с античными артефактами, последнее время в его творчесте преобладают цветочные композиции. Каждая такая композиция рассказывает свою историю, где цветы, воплощая красоту мира, в то же время говорят нам о ее тленности.
П. Вейгманс. Весна
Цветочные натюрморты Вейгманса отличаются изысканностью аранжировки, чистотой красок, богатством их сочетаний и в то же время строгостью и сдержанностью цветовой гаммы; необыкновенно изящными и тщательно подобранными для каждого букета вазами, драпировочными тканями и другими аксессуарами. Больше всего Питер любит изображать цветочные композиции, освещенные мягким светом заходящего солнца, а изо всех цветов предпочитает розы. В целом считается, что живопись Вейгманса близка по стилю к барочной.
П. Вейгманс. Лето
Композиционное решение для каждого букета возникает в воображении художника чаще всего спонтанно, а затем начинается кропотливая работа. Писать цветочный натюрморт сложно еще и потому, что цветы быстро меняются с течением времени, нужно уловить момент, когда они находятся на пике свежести. Питер не делает предварительных прорисовок, а пишет цветы один за другим, каждый сразу – от начала и до конца, и так – пока не завершен весь букет. Этот прием в живописи называется «alla prima». Иногда один цветок пишется целый день или несколько часов. Часто к моменту завершения натюрморта изображаемая цветочная композиция остается лишь в воображении художника, так как выписывание каждого цветка одного за другим требует нескольких недель, для чего необходимы терпение и время.
Питер Вейгманс в процессе творчества
«Иногда требуются часы, чтобы создать композицию для натюрморта, - говорит Питер. –
Я люблю писать качественные, красивые вещи. Моя студия, наполняющаяся такими вещами уже в течение многих лет, превратилась в маленький музей старинных артефактов. Некоторые сосуды XVI века были получены в результате археологических раскопок; другие – куплены на "блошиных рынках", которые я регулярно посещаю».
П. Вйгманс. Зима
Когда композиция четко определилась в воображении художника, он зарисовывает ее карандашом. Зачем начинает подмалевку специальным составом на основе трех частей скипидара и одной – льняного масла. Это не однородная коричневая подмалевка или гризайль, обычно используемые для написания портретов. Такая технология в результате придает краскам, накладываемым далее, более темный оттенок и позволяет регулировать эффект светотени.
«Подмалевка – наиболее важная часть живописи, - говорит Питер. –
От ее качества зависит конечный результат. Непосредственно при написании картины я продвигаюсь от фона к переднему плану, используя более нежную смесь: на поллитра краски – одну часть скипидара, одну часть льняного масла и две столовые ложки олифы. Эта смесь хороша как для дерева, так и для полотна. Небольшие картины я пишу на деревянных панелях или их более современном варианте – МДФ-плитах, на которые предварительно наношу два слоя специального покрытия, предотвращающего абсорбцию и обеспечивающего хорошее связывание. Для картин большего размера я использую тончайший бельгийский лен, который покрываю тремя слоями белой цинковой краски, чтобы получить более гладкую поверхность.
Я редко пользуюсь лессировочной краской – только в тех случаях, когда хочу достичь большей глубины теней. При нанесении такой краски живость цвета, достигаемая приемом alla prima, может быть утеряна.
При написании различных предметов нужно быть внимательным в передаче их фактур и непрерывно совершенствовать технику. Но не менее важно умение выбирать главное и отбрасывать второстепенное: вы видите массу деталей, но не должны выписывать все, что видите. Этим живопись, даже самая точная, и отличается от фотографии».
Необыкновенный художник, в произведениях которого, по словам Шекспира, цветы «сохранили душу красоты». Глядя на его картины, понимаешь, насколько все взаимосвязано в этом мире, насколько все живо, и слово «натюрморт» («мертвая натура») представляется на редкость неуместным. Куда больше мне нравится английское словосочетание «Still Life» - «Тихая жизнь». На полотнах Вейгманса цветы живут своей тихой, мудрой жизнью, ничего не требуя и лишь возвышая нас своей Богом данной красотой…