|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Вс Авг 12, 2007 6:58 am
Заголовок сообщения: Культ Девы Марии у Тамплиеров |
|
|
В теме "Храм Соломона и тамплиеры"
http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?p=51#51
был затронут вопрос о культе Девы Марии, в связи со следующей фразой Вадима
Цитата: | И это при господствующем тогда в Западной Европе и у тамплиеров в частности, культе
Богородицы? |
Далее Вадим приводит цитату из труда Шаффа
Цитата: | Во второй половине четвертого века Кафолическая Церковь превратила «Матерь Господа» в Богоматерь, «смиренную рабу Господню» в Царицу небес, «блаженно уверовавшую» в дарительницу милостей, а «благословенную между женами» в заступницу всех женщин. Более того, можно даже сказать, что из искупленной дочери падшего Адама, для которой в Священном Писании не делается никакого исключения из общей греховности, она превратилась в безгрешную и святую Соискупительницу. Вначале она была освобождена только от фактического греха, а затем даже от первородного, хотя учение о непорочном зачатии Девы Марии оспаривалось в течение длительного времени, и было принято Римско-католической церковью в качестве догмата веры лишь в 1854 году.
Таким образом, почитание Девы Марии постепенно превратилось в поклонение. В Средние века это так глубоко укоренилось в религиозной жизни народа, что, несмотря на все схоластические различия между latria, dulia и hyperdulia, поклонение Деве Марии де-факто превалировало над поклонением Христу. Вот почему в бесчисленных Мадоннах католического искусства человеческая Мать — главная фигура, а божественное Дитя — второстепенное дополнение. У католтков молитва «Отче наш» (Pater Noster) редко произносится без молитвы «Аве Мария».
В начале пятого века бурными темпами росло поклонение святым, и вскоре Дева Мария в силу своей уникальной связи с Господом была поставлена во главе святых как благословеннейшая Царица небесных сил. К ней стали относится с hyperdulia, означающим высочайшую степень почитания, в отличие от простого dulia, которым наделялись все святые и ангелы, и от latria, которое в правильном понимании этого слова принадлежит только Богу. (Схоластическое различие между этими именами было утверждено на Тридентском Соборе). С тех пор Пресвятой Богородице, вечной Деве, были посвящены многочисленные церкви и алтари, в том числе и церковь в Эфесе, в которой заседал анти-несторианский Собор 431 года. Юстиниан I в одном из своих указов обратился с мольбой к Деве Марии, прося ее о ходатайстве перед Богом для восстановления Римской империи.
От посвящения ей дорогостоящего алтаря в церкви Святой Софии он тоже ожидал всяческих благословений для Церкви и империи благодаря ее действенным молитвам. Один из военноначальников Юстиниана, Нарсес, подобно средневековым князьям, отказывался начинать битву, если не обращался с мольбой о защите к Деве Марии. В 608 году папа Бонифаций IV превратил римский пантеон в храм Девы Марии ad martyres, т.е. языческий Олимп был превращен в христианские небеса богов. Впоследствии даже ее изображения (сделанные по оригиналу, который якобы оставил св. Лука) стали объектом поклонения, а в многочисленных легендах суеверного Средневековья они совершали бесчисленные чудеса, пред которыми тускнеют чудеса евангельского повествования. Дева Мария стала почти равной Христу, соискупительницей, наделенной большинством Его собственных черт и деяний милости. Народная вера приписывала ей, как самому Христу, непорочное зачатие, непорочное рождение, воскресение и вознесение на небеса и участие во всех небесных и земных силах (воинствах). Она стала средоточием поклонения, обрядов и католического искусства; народным символом власти, славы и конечной победы католицизма над всеми видами ереси.
Филипп Шафф, из книги «История христианской Церкви», том II, глава VIII |
Полагаю, что будет небезынтересно более подробно разобраться в этом вопросе, поэтому выношу его в отдельную тему |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Вс Авг 12, 2007 7:25 am
Заголовок сообщения: О фрагменте текста из труда г-на Шаффа |
|
|
Несколько забавно то, что автор книги - Филипп Шафф – протестантский богослов, то есть человек, априори отрицающий церковную традицию, как таковую, а также и культы Богородицы, святых, ангелов и икон…
Но это так, к слову…
Весьма существенным в приведенном фрагменте из Шаффа является полное отсутствие каких бы то ни было цитат и указаний на источники, подтверждающие мысли автора.
Цитата: | В Средние века это так глубоко укоренилось в религиозной жизни народа, что, несмотря на все схоластические различия между latria, dulia и hyperdulia, поклонение Деве Марии де-факто превалировало над поклонением Христу. Вот почему в бесчисленных Мадоннах католического искусства человеческая Мать — главная фигура, а божественное Дитя — второстепенное дополнение. |
Вот уж правда… народ в эпоху средневековья весьма искусно разбирался в тонкостях схоластических различий терминов latria, dulia и hyperdulia…
Теперь касательно «бесчисленных мадонн» эпохи средневековья. У меня такое подозрение, что автор просто перепутал эпоху средних веков и эпоху Возрождения, во время которой действительно появилось огромное количество икон, изображающих Марию с младенцем Иисусом.
Что же касается изображением Девы Марии с младенцем, хоть как-то подходящих под категорию средневековой европейской живописи, то пока могу представить всего лишь несколько образцов.
Если у кого-то есть другие образцы – пожалуйста, представляйте их в этой теме. Возможно, со временем нам удастся собрать хотя бы небольшую коллекцию изображений Богородицы с младенцем, относящихся к периоду средневековья в Западной Европе.
Historia Anglorum 1250 г.
French Bible of Hainburg 1300-1320 гг.
Amesbury Psalter 1240-1250 гг.
Цитата: | В начале пятого века бурными темпами росло поклонение святым, и вскоре Дева Мария в силу своей уникальной связи с Господом была поставлена во главе святых как благословеннейшая Царица небесных сил. К ней стали относится с hyperdulia, означающим высочайшую степень почитания, в отличие от простого dulia, которым наделялись все святые и ангелы, и от latria, которое в правильном понимании этого слова принадлежит только Богу. (Схоластическое различие между этими именами было утверждено на Тридентском Соборе). С тех пор Пресвятой Богородице, вечной Деве, были посвящены многочисленные церкви и алтари |
Тридентский собор заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто, в 1547-49 в Болонье. Так что, как бы к Марии не относились с начала пятого века, говорить об этом достаточно сложно, поскольку эта терминология была утверждена только в 16 веке - а это уже не только не средневековье – это уже даже и не Возрождение.
Что же касается «многочисленных церквей и алтарей посвященных вечной Деве», то об их местонахождении и времени возведения автор тактично умалчивает, как и многом другом.
Поэтому, дабы быть объективными, предлагаю размещать здесь изображения и цитаты об этих «многочисленных церквях и алтарях» - а там посмотрим, насколько многочисленны они были.
Цитата: | Впоследствии даже ее изображения (сделанные по оригиналу, который якобы оставил св. Лука) стали объектом поклонения, а в многочисленных легендах суеверного Средневековья они совершали бесчисленные чудеса, пред которыми тускнеют чудеса евангельского повествования. |
Опять же, совершенно бездоказательное утверждение – ни перечисления хотя бы некой малой части многочисленных (это, наверное, любимое слово г-на Шаффа) легенд (надо полагать, что они сохранились и автор с ними знаком), ни перечисления образов Марии, которые были в эпоху средних веков объектом поклонения и совершали бесчисленные чудеса.
Поэтому сожалею, Вадим, но вся эта длинная цитата из книги Филиппа Шаффа никак не доказывает того факта, что в Западной Европе в период средневековья был какой-то особый культ Девы Марии. Это всего лишь умопостроения автора и, надо сказать, не вполне корректные с исторической точки зрения и не подкрепленные абсолютно никакими доказательствами из первоисточников – например – богословских трудов того времени, дошедших до нашего времени легенд, описывающих чудесные события, связанные с культом Богородицы и так далее и тому подобное.
Теперь немного легенд и немного истории.[/i:]
После вознесении Марии на небо ее хранящийся ныне в Лорето простой кирпичный дом длиной 9 метров и шириной 4 метра использовался апостолами как церковь. Затем императрица Елена повелела возвести над ним базилику…
В 1291 году, когда Святая Земля была опустошена и захвачена сарацинами, с неба спустились четыре ангела, чтобы защитить святой город от осквернения и перенесли домик из Назарета в лавровую рощу, раскинувшуюся на холме в городе Лорето. [i](по книге Д.Тардже Мир паломничества).
Именно этот домик и является наиболее известной святыней Девы Марии в Европе, но это уже конец 13 века. Сейчас там находится базилика Святого Дома, построенная в 15 веке по проекту итальянца Донато Браманте и украшенная рельефами Андреа Сансовино.
В средние века крупнейшим местами паломничества были Святая Земля, Рим и СантЯго ди Компостелла. Обратите внимание, что собор с гробницей святого апостола Иакова – один из трех, но в то же время в этом ряду нет никакого «особого» места поклонения Деве Марии.
Если кто-нибудь знает другие примеры мест культового поклонения Богоматери в эпоху средневековья – поделитесь этими сведениями - будем признательны. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Вт Авг 21, 2007 1:50 pm
Заголовок сообщения: |
|
|
Несколько цитат в противовес г-ну
Шаффу, из труда Йозефа Кудасевича. Матерь Искупителя. Библейские размышления
Это почитание, если оно хочет остаться верным источникам Откровения, не может заменить поклонения
Отцу в духе и истине и не может соперничать с поклонением Отцу. Это - азбука библейского богословия. Забвение этого принципа было бы предательством Откровения Божия.
***
Никакое почитание Марии не может задержаться только на Ее личности, но, в конечном счете, оно должно стремиться к прославлению Самого Бога. Именно таким образом Церковь почитает Богоматерь в священном богослужении.
***
спасительное воздействие Пресвятой Девы проистекает из преизобилия заслуг Христа, от Него всецело зависит и черпает в Нем же всю силу. (ср. МС 25). Поэтому почитание, воздаваемое Марии должно находиться в тесной связи со Христом, в Котором - начало и действенность сего почитания
http://www.agnuz.info/book.php?id=4&url=index.htm
и еще статья \"Культ богородицы\"
http://rusprotest.freepage.ru/Maria-Zhur.htm |
|
Вернуться к началу |
|
|
Vadim Автор сайта "Тамплиеры"
Зарегистрирован: 10.08.2007 Сообщения: 151 Откуда: С.-Петербург
|
Добавлено: Сб Июн 14, 2008 9:45 am
Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Если у кого-то есть другие образцы – пожалуйста, представляйте их в этой теме. Возможно, со временем нам удастся собрать хотя бы небольшую коллекцию изображений Богородицы с младенцем, относящихся к периоду средневековья в Западной Европе. |
Уважаема Галина! А почему только Западной Европы? А как же Византия?
Богоматерь на престоле. Трирская Псалтирь (Псалтирь Экберта; Кодекс Гертруды)
1078–1087 гг.
Тронное мозаичное изображение Богоматери в храме Св. Софии в Константинополе (867 г.)
Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константиномв храме Св. Софии в Константинополе. Вторая половина X в.
Madonna della Clemenza VI в.,почитаемая в храме Santa Maria in Trastevere в Риме
Санта Мария де Флюмине. XIII в. Музей Каподимонте в Неаполе
Богоматерь с Младенцем. ок. 1300 г. Церковь Св. Апостолов, Печ, Сербия.
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=74#pic4 |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Сб Июн 14, 2008 11:26 am
Заголовок сообщения: |
|
|
2 Вадим
Цитата: | А почему только Западной Европы? А как же Византия? |
Речь, вроде, шла о культе Девы Марии у тамплиеров...
Но не вижу ничего плохого в расширении этой темы. :)
Изображения Вы подобрали замечательные. Спасибо! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Сб Июн 14, 2008 11:30 am
Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | После вознесении Марии на небо ее хранящийся ныне в Лорето простой кирпичный дом длиной 9 метров и шириной 4 метра использовался апостолами как церковь. Затем императрица Елена повелела возвести над ним базилику…
В 1291 году, когда Святая Земля была опустошена и захвачена сарацинами, с неба спустились четыре ангела, чтобы защитить святой город от осквернения и перенесли домик из Назарета в лавровую рощу, раскинувшуюся на холме в городе Лорето. |
Более подробно о домике в Лорето читаем в теме Домик Богоматери в Лорето
http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?t=85 |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Запрещается копирование и использование авторских материалов (стихов, песен, статей) из раздела "Королевство Труверов" без письменного разрешения администрации "Terra Monsalvat".
Публикации из остальных разделов форума "Terra Monsalvat" разрешены для некоммерческого использования без ограничений.
Указывать форум "Terra Monsalvat" как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Global Folio
|
Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
|
|
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net
|
| |