Сенека:
1) Луций Анней С., известный также под прозванием ритора, отца и старшего,
уроженец Кордубы (родился около 54 до Р. Хр., умер около 39 г. по Р. Хр.);
происходил из богатой всаднической семьи; в Риме изучал красноречие под
руководством Ареллия Фуска, Пассиена, Альбуция Сила, Луция Цестая, Папирия
Фабиана и др., готовясь сделаться адвокатом. О деятельности его нам почти
ничего неизвестно. Во время междоусобных войн 1 в. он стоял на стороне
Помпея и недоброжелательно относился в Цезарю, что отразилось на Лукане
и С. младшем. В зрелых годах он женился на уроженке Кордубы Гельвии, от
которой у него были три сына: Галлюн Новат, С. младший и Мела (Мелас),
отец поэта Лукана. С. старший был римлянин старого закала; в красноречии
он был поклонник Цицерона и противник крайностей послецицероновского ораторского
искусства. Не будучи профессиональным ритором, он был известен как автор
руководства по риторике, которое он написал для своих сыновей. Это был
сборник тем, разрабатывавшихся в его время лучшими ораторами и риторами;
он состоял из 10-ти книг так назыв. Controversiae (собственно спорные
случаи, т. е. упражнения на придуманные юридические темы) и 1 книги Suasoriae
(совещательные речи), объединенных под общим заглавием "Oratorum
et rhetorum sententiae (взгляды риторов на применение законов к данному
случаю), divisiones (разделения темы на отдельные вопросы), colores"
(приемы, посредством которых можно оправдать наказуемый поступок). Сборник
был составлен С. в годы старости и содержал массу материалов по истории
риторики при Августе и Тиберии. До нас дошли 1, 2, 7, 9 и 10 книги контроверсий,
заключающие в себе 35 тем, отчасти в фрагментарном виде. Остальные 39
тем известны в выдержке из сборника, относящейся к IV или V в. Кроме того
мы имеем сведения 1, 2, 3, 4 книгам. В рукописях контроверсиям предшествуют
книга суазорий (7 тем), неполная в самом начале. Изложение сборника отличается
живостью стиля и остроумием и обнаруживает в авторе трезвую и сильную
критическую способность. Но языку сборник стоит ближе к цицероновской,
чем в серебряной латыни, влияние которой в нем вообще незначительно. Гораздо
объемистее и значительнее был исторический труд С., написанный им также
в старости и посвященный обзору римской истории с начала гражданских войн
до Тиберия. В средние века сочинения С.-отца смешивались с сочинениями
С.-сына (философа): так, в венецианских изданиях 1490 и 1492 годов они
изданы вместе. Впервые Рафаэль из Вольтерры выделил сочинения С. старшего.
Лучшие рукописи этих сочинений - брюссельская (№ 9581), антверпенская
(№ 411) и ватиканская (№ 3872); древнейшая рукопись эксцерптов из риторического
труда 6. относится к IX - Х веку (монтепессуланская рукоп. № 126 Лучшие
издания сочинении С. дали: Faber (I., 1587, 1598), Schott (П., 1607, 1613),
Gronov (Лейден, 1649, Амстердам, 1672), Barsian (Лпц., 1857), Kiessling
(Лпц., 1872), Н. J. Muller (Прага, 1887; лучшее изд.). Ср. Коrbеr, "Ueber
den Rhetor S. und die Romische Rhetorik seiner Zeit" (Марбург, 1864);
O. Gruppe, "Quaestiones Annaeanae" (Штеттин, 1873); M. Sander,
"Quaestiones syntacticae in Senecam rhetorem" (Грейфсв., 1872);
Teuffel-Schwabe, "Gesch. der Romischen Litteratur" (1 т., стр.
269, Лпц., 1890, 5 изд.); Schanz, "Geschichte der Romischen Litteratur"
(II т., стр. 198 слл., Мюнхен, 1892); Thomas, "Schedae criticae in
Senecam rhetorem selectae" (П., 1880); Muller, "S. rhetor"
(Прага, 1881 - 1888). 2) Луиций Анней С., по прозванию философ, второй
сын С. старшего (ритора), талантливейший из ораторов и стилистов первой
половины 1-го в. по Р. Хр., родился в 4-м г. до Р. Хр. в г. Кордубе. Первым
воспитателем и учителем С. был его отец, внушивший сыну основные начала
нравственности и развивший в нем задатки красноречия. Кроме отца, воспитанием
С. руководили его мать и тетка (по матери) - Гельвии; благодаря им он
пристрастился к философии, которой не поощрял С.-отец. В Риме С. занимался
грамматикой, риторикой и философией и слушал, между прочим, левции пифагорейцев
Сотиона и Секспя, стоика Аттада и киника Деметрия, который позднее поселился
в доме С. Из современных ораторов учителем С. был Папирий Фабиан, которого
весьма высоко ставил С. старили. Занятия философией повлияли и на образ
жизни С.: он привык к простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев,
считал своею обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день.
В течение одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но
принужден был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19-м г.
сенатского постановления, запрещавшего египетские и иудейские религиозные
обряды. Получив тщательное риторическое и философское образование, С.
выступил на поприще общественно-политической деятельности сперва в качестве
поверенного; затем, не без содействия тетки, которая была замужем за влиятельным
наместником Египта Витрасием Поллюном, он получил квестуру, которая дала
ему сенаторское звание. Около этого времени С. женился, но, судя по некоторым
намекам в его сочинениях, этот брак, от которого он имел двух сыновей,
не был счастлив. Первые шаги С. на общественном поприще были весьма удачны:
он сразу заявил себя как первоклассный оратор. В 39 г. он произнес в сенате
в присутствии императора Калигулы столь блестящую речь, что император,
из зависти к славе оратора, задумал его убить и привел бы свой замысел
в исполнение, если бы одна придворная дама не заметила Калигуле что; С.
страдает чахоткой и без того скоро умрет. Вообще Калигула не одобрял красноречия
С. и аттестовал его речи как merae commissiones (простые речи, составлявшиеся
для ученых состязаний) и arena sine caice (песок без извести - намек на
краткость и незакругленность периодов в речах С.). Более опасным врагом
С. оказалась Мессалина, которая преследовала племянницу Клавдия, дочь
Германика и Агриппины, Юлию Ливиллу и ненавидела С., как сторонника партии
сестер Калигулы, боровшейся с ее собственной партией из-за влияния на
Клавдия. В результате происков Мессалины С. был осужден приговором сената
по обвинению в каком-то преступлении, быть может, в преступной связи с
Юлией Ливиллой (Dio Cass. LX, 8), и лишь благодаря заступничеству Клавдия
смертная казнь была заменена ссылкой на остров Корсику. После Цицерона
и Овидия это был третий великий изгнанник из представителей райской литературы;
в течение 8 лет он томился в уединении бесплодного острова. Не смотря
на поддержку, которую С. нашел в занятиях философией и литературой, ссылка
была для него тяжела, о чем свидетельствуют некоторые из дошедших с его
именем эпиграмм и льстивые воззвания в Клавдию, Нодибию и другим влиятельным
лицам при дворе императора. Лишь после смерти Мессалины он мог вернуться
в Рим, и то с решимостью уединиться в частную жизнь. Однако, Агриппина,
новая жена Клавдия, видя в С. человека полезного для проведения ее честолюбивых
замыслов, устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической деятельности,
предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень почета и
могущества тем, что предоставила ему воспитание 11 летнего Нерона, усыновленного
Клавдием сына ее от Домиция Агенобарба. При жизни Агриппины, С. был влиятелен
как ее пособник, после ее смерти - как советник Нерона, который осыпал
своего учителя почестями и богатствами. В 54 г., по смерти Клавдия, С.
написал для Нерона похвальную надгробную речь (laudatio fanebris), в память
умершего императора, и позднее сочинял для своего воспитанника речи на
разные случаи. К этому же времени относится второй брак С. с Помпеей Паулиной,
которая своим приданым умножила богатство С. Первые году правления Нерона
прошли спокойно, пока император находился под влиянием С. и Секста Афрания
Бурра и сообща с ними управлял государством. С. останавливал Нерона в
проявлениях его зверства и тщеславия, но в тоже время, опасаясь, чтобы
влияние матери не пересилило его влияние на Нерона, поощрял склонность
его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у С. оказались
сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые указывали Нерону
на опасность скопления в руках одного человека громадных богатств и нашептывали
ему, что С. более чем следует обращает на себя внимание граждан; что он
воображает себя единственным стилистом во всем мире и даже осмеливается
вступать в соревнование с Нероном в поэзии; что пора бы Нерону сбросить
с себя опеку старого учителя. С. просил позволения удалиться в частную
жизнь и предложил взять у него обратно дарованные ему богатства, но Нерон
отказал учителю в том и другом. Вскоре, однако, С., под предлогом расстроенного
здоровья и занятий, удалился от двора, а в 65 г., в виду усилившейся тирании
Нерона, просил позволения поселиться в отдаленном поместье; когда в этом
ему было отказано, он сказался больным и не выходил из своей комнаты.
В том же году был открыт заговор Пизона против жизни Нерона. Вероятно
по наущениям Тигеллина, доносчик Антоний составил подложную записку с
именем С., в которой был изложен план заговора, и представил ее в качестве
улики против философа. Носился слух, что некоторые из участвовавших в
заговоре имели в виду, по умерщвлении Нерона, умертвить и Пизона и провозгласить
императором С. Согласно приказу Нерона, С. кончил жизнь от собственной
руки, вскрытием жил, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Жена
его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон, в последний
час перед кончиной С., послал солдат, которые удержали ее от исполнения
ее замысла. С. был человек разносторонне образованный, мыслитель если
не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. Его речь
лилась в тоне непринужденного свободного разговора, без торжественной
периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости Саллюсия
и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в риторику, пользоваться
обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее характерное, придавая
мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую краткость и выразительность.
В этом отношении С. напоминает Овидия, с его неистощимым остроумием и
фантазией, с его неподражаемым изяществом формы. Литературная слава С.
основана главным образом на его прозаических произведениях, в которых
он является художником-эссеистом. Как стилист и оратор, он был бесспорно
первой литературной величиной своего века и имел многих последователей
и подражателей. Не смотря на то, что на него нападали цицеронианцы при
Флавиях и архаисты при Адриане и Антонинах, его сочинения, как образец
латинской прозы, читались и ценились до эпохи отцов церкви и средних веков.
В области философии С. был в сущности эклектиком, хотя сам называет себя
стоиком. Быть чистым стоиком ему помешала терпимость, с которой он смотрел
на человеческие слабости и недостатки, а также влияние эпикуреизма и пифагореизма.
Стоицизм в учении С. принял форму нравственнорелигиозного убеждения, при
чем наряду с внутреннего свободой индивидуума выступают в нем основные
моменты любви к человеку, снисхождении к человеческим слабостям и слепого
подчинения божественной воле. Теоретические умозрения школы С. считал
бесполезными и выдвигал на первый план практическую философию, но физике
(в античном смысле) он уделял много места в своих сочинениях, утверждая,
что она сообщает духу возвышенность тех явлений, которыми занимается.
Тело человека С. называл оковами или темницей, из которых душа порывается
освободиться. Истинная жизнь души начинается с выходом из тела, когда
душа вступает в область бессмертия. В воззрениях на природу души С. заимствовал
многое из Платоновского учения. Философия С. излагается им всегда в стиле
проповеди и в популярной форме. Квинуилиан делит сочинения С. на orationes,
роemata, epistulae и dialogi. Из речей С. сохранились только отрывки,
и то лишь тех, которые были написаны им для Нерона. Из поэтических произведений
С. уцелело небольшое число эпиграмм (в латинской антологии), которых было
по меньшей мере 4 книги. В эпиграмматической поэзии С. подражал, между
прочим, Катуллу. Более чем вероятно, что в числе дошедших с именем С.
эпиграмм есть несколько принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана.
Кроме того до нас дошли 9 трагедий С.: "Hercules furens", "Troades"
или "Hecuba", "Phoenissae" или "Thebais",
"Medea", "Phaedras или "Hippolytus", "Oedipus",
"Agamemnon", "Thyestes" и "Hercules Oetaeas",
- представляющих собою скорее декламации в драматической форме, чем предназначенные
к исполнению пьесы. Отличаясь правильностью метрической формы, живостью
изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и ходульны: по
выражению Риббека ("Geschichte der RomUschen Dichtnng", III
т., стр. 73), "язык этих драм имеет мускулы и жилы, но это мускулы
и жилы тренированного атлета, а не здорового от природы, сильного человека".
Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в которых автор
умело соблюдает чувство меры в применении риторики, трагедии, носившие
его имя, приписывались уже в древности другому Сенеке или считались подложными
(Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком большая
подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С. приписываемая
ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги Нерона. К 54-му
г. относится "Аро1 colocyntosis" (букв. - превращение в тыкву;
термин, образованный в подражание apewsiV = превращение в бога) - язвительное
сочинение в духе Менипповой сатиры, написанное по случаю смерти Клавдия:
он представлен переселившимся после кончины на небо, где просить у богов
апофеоза, но получает апоколокинтоз (перев. проф. Холодняка в приложении
к XVI т. "Филологического Обозрения", М., 1899). Славу С. составили
философские произведения, упомянутый у Квинтилгана под именем диалогов.
В лучшей рукописи X - XI в. (Ambrosianns с. 90) приведены следующие 10
соч. в 12 книгах: 1) "De providentia", написано в 62 г. по Р.
Хр.; 2) "De constantia sapientis", написано в начале царствования
Нерона; 3) "Ad Novatam de ira libri III", написано около 49
г.; 4) "Ad Marciam de consolatione" - сочинение,. обращенное
к дочери Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Ad Gallionem de
vita beata", напис. в начале царствования Нерона; 6) "Ad Serenum
de otio", написано около 62 г. (начало сочинения утрачено);7) "Ad
Serenum de tranqmilitate animi", написано около 49 г.; 8) "Ad
Paulinum debrevitate vitae", написано около 49 г.; 9) "Ad Polybium
de consolatione", написано в 43 - 44 г. (сохранилось в отрывках);
10) "Ad Helviam matrem de consolatione" около 43 - 44 г. В других
рукописях дошли до нас следующие прозаические сочинения С.: 11) "Ad
Neronern Caesarem de dementia libri III" (сохранились лишь 1 книга
и начало 2-й); 12) "Ad Aebutium Liberalem de beneficiis libri VII",
написано в начале царствовании Нерона, 13) "Ad Lncilimnnaturalium
quaestionum lilbri VII"; написано около 62 г.; 14) "Epistniae
morales ad Lucilium", числом 124, в 20-ти книгах (Авл Геллий упоминает
о 22-й книге) - сборник писем философского в литературного содержания,
написанных легким и изящным языком; 15) "Ad Grallionern fratrem de
remediis fortuitorum (дошло в извлечении); 16) "Formula honestae
vitae" или "De quatuor virtntibus" (быть может, извлечено
из "Exliortationes") и 17) "Monita". От нескольких
других сочинений сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия кроме того
существовали сборники писем С. к Новату, Цезарю Максиму и Марулду. Ему
приписывалась подделанная одним христианином переписка с апостолом Павлом,
что дало повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином.
Трагедии Сенеки напечатаны в первый раз около 1480 г. в Ферраре; следующие
издания трагедий дали Avantins (1517, Венеция), Delrio (1576, Антверпен),
Lipsius (1588, Лейден), Grnterus (1604, Гейдельберг); Gronovins (1661,
Лейден), Schroder (1728, Дельфт), Bothe (1819, Лейпциг), Peiper и Richter
(Лпц., 1867), Leo (1878 - 79, Берл.). Философские произведения С. впервые
изданы в Неаполе (1475); дальнейшие издания дали Erasmus (1515, Базель),
Muretus (1585, Рим), Grruterns (1593, Гейдельберг), Lipsins (1600, Антверпен),
Ruhkopf (1797 - 1811, Лпц.), Fickert (1842 - 1845, Лпц.), Haase (1852,
Лпц.). Новейшее издание "Epistulae"дал Hense (1898, Лпц.); "Ароcolocyntosis"
издан Бюхелером, вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.). Ср.
Diderot, "Essai sur les regnes de Claude et de Neron et snr les moeurs
et les ecrits de Seneque" (П., 1779); Lehmann, "Claudius und
seine Zeit" (Гота, 1858); Schiller, "Geschichte des Romischen
Kaiserreichs unter Nero" (Б., 1872); Aubertin, "Seneqae et S.
Paul" (П., 1870); Daсbert, "Seneque et la mort d'Agrippine"
(П., 1884); Gertz, "Studia сгitiса in Senecae dialogos" (Копенг.,
1874): Zeiler, "Die Philosophie der Griechen" (III т., 1 ч.
Тюбинг., 1880); О. Ribbeck, "Geschichte der Romischen Dichtung"
(III т., Штуттг., 1892); W. Ribbeck, "L. Annaeas Seneca der Philosoph"
(Ганновер, 1887); Ziegler, "Geschichte der Ethik" (Бонн, 1882);
Geipke, "De S. vita et moribus" (Берн, 1848); Martens, "De
S. vita et do tempore, quo ems scripta philos. composita sint" (Альтона,
1871); Diepenbrock, "Senecae philosophi vita" (Амстердам, 1888);
Hochart, "Etudes sot la vie de S. " (П., 1885); Martha, "Les
moralistes sons l'empire romain" (П., 1865; русс. перевод, М., 1879);
Rossbach, "Disquisitiones de Senecae filii scrtiptis criticae"
(Бреславль, 1882); его же, "De Senecae recensione et emendatione"
(Бреславль, 1887)', его же статьи в "Jahrb. f. Philologie" (CCXLIII);
"Hermes"(XVII); Pauly-Wissowa's, "Real-Encyclopadie der
Klassischen Altertums wissenschaft" (Штутт., 1894, l); Krohn, "Qnaest.
ad antbologiam Latinam" (Галле, 1887); Teuffel-Schwabe, "Geschichte
der Romischen Litteratur" (Лпц., 1890); Thomas, "Rome et l'empire"
(П., 1897; русск. пер. СПб., 1899); Schultess, "Annaeana stadia"
(Гамбург, 1888); Wetzstein, "L. Annaeus Seneca quid de natura humana
censuerit" (1881); Zimenann, "De Tacito Senecae imltatore"
(1889 Heikel, "Senecas Character und politische Tnatigkeit ans seinen
Schriften belenchteb (Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С.
и его письма к Луцилию" (Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч.
в журнале "Вера и Разум" (1884 - 1887). Н. О.
Ф.А.Брокгауз,
И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь
|