Исторические документы показывают, что у королей-христиан на Пиренейском полуострове были в услужении хуглары (жонглеры) как пленники или рабы, купленные у мусульман. Общение с Арагоном было интенсивным уже с 1086 г. после заключения брака Пейре (Педро) I (1104), с 1094 г. короля Арагона и Наварры с Аньес Аквитанской (1110), второй старшей сестрой Гильема IX.
Тесными были связи Гильема IX Аквитанского и с кастильским двором в Бургосе: король Кастилии и Леона, император Испании Альфонсо VI Храбрый (1030-1109) был женат первым браком на его первой старшей единокровной сестре Аньес Аквитанской (1052-1078), вторым – на тетке по матери Констанс Бургундской (1046-1092), четвертым браком – на младшей сестре Беатрис Аквитанской (после 1072-1110). К тому же, единственная дочь Альфонсо и Констанции, Уррака (1081-1126), будучи кузиной Гильема вышла замуж в 1090 г. за его же троюрного кузена Раймона Бургундского (1059-1107) – их отцы Гильем VIII Ги и граф Гильем I Великий Бургундский (ок. 1024-1087) были кузенами.
И с третьим из христианских пиренейских государств был связан родственными узами Гильем де Пуатье Аквитанский – его кузен Энрике (Генрих) Бургундский (1057-1112) был женат на Тареже (Терезе) Леонской (1070-1132), внебрачной дочери Альфонса VI Храброго. Его родственник стал, таким образом, с 1093 г. первым графом Португалии со столицей в Коимбре и основоположником династии португальских королей. Мать Гильема Хильдегарда была младшей единокровной сестрой Генриха Бургундского (1035-1074), отца Энрике.
Император Священной Римской империи с 1056 г. Генрих IV (1050-1106) тоже доводился кузеном Гильему IX Аквитанскому (его мать Аньес Аквитанская (1024-1077) была старшей сестрой Гильема VIII Ги) и, кстати, трижды побывал под церковным отлучением.
Да, запутанная генеалогия, ибо в средневековье владетельные семьи Европы были многодетны и не только знали и общались друг с другом, но и состояли, как мы видим, в довольно близком родстве. Родственные связи королей помогали взаимопроникновению и обогащению культур их стран в то время.
В 1098 г. Гильем после тяжелой войны все таки стал графом Тулузским - «как доблестный рыцарь владел он оружием».
Его сын Гильем X Святой (1099-1137) родился в Тулузе во время непродолжительного первого периода правления родителей в этом городе.
Но завоевание Тулузы доставляет аквитанскому герцогу немало неприятностей, в том числе и с папой Римским Урбаном II (1088-1099), ибо по закону земли отсутствующих крестоносцев находились под его защитой.
Дело в том, что Фелипа не была официальной наследницей графства. Гильем IV Благочестивый, отличавшийся религиозным рвением, умер во время паломничества в Палестину, оставив с 1088 года наследником своего младшего брата Раймона IV Сен-Жиля (1042-1105). Граф стал одним из вождей Первого крестового похода в 1097-99 гг. Раймон IV, как и его сыновья от первого брака Бертран (ок. 1066-1112) и от третьего - Альфонс Журден (Иордан) (1103-1148), лишь на время приезжали в Тулузу и окончили свою жизнь в Палестине, где им принадлежало графство Триполи.
Незаконные захват земель и распущенность Гильема IX переполнили чашу терпения папы Римского. Урбан II отлучил от церкви «из-за необузданного нрава и по обвинению в прелюбодеянии» властителя Аквитании: «...Дивимся мы на тебя, который, отличаясь благостным рвением во всем, что требуется для воина, отходишь от благочестия отца твоего, ибо нарушаешь права церквей, разоряя те, каковые он основал».
Дано мне счастьем обладать,
Дано мне радость полюбить,
Но, чтобы радость не убить,
Порок я должен побеждать,
Во всем пороку угождать
И значит – радость погубить.
Не стану чваниться, болтать
И сам себе без меры льстить,
Но как другим не загрустить –
Им радости не испытать.
Поэтому в 1100 г. герцог Гильем поспешно оставил Тулузу старшему кузену Фелипы, Бертрану Тулузскому.
В 1101 г., в надежде снять с себя церковное отлучение, грешный окситанец отправился во главе тридцати тысяч соотечественников в крестовый поход в Палестину через Германию, Балканы и Константинополь.
Современник событий Виталий Ордерик писал: «...Итак, в году 1101 от Рождества Господа нашего, Гильем, герцог Пуатевинский, собрал огромное войско из Аквитании и Гаскони и, полный воодушевления, двинулся в священный поход. Он был храбр и доблестен и чрезвычайно веселого нрава, превосходя даже самых находчивых лицедеев бесчисленными своими шутками». Гальфред Вожский в «Хронике» тоже упоминал о нем: «... Герцог Аквитанский Гильем переправился со многими своими в Иерусалим, но нисколько не возвеличил имя христианское: он был чрезмерно охоч до женского пола и поэтому отличался непостоянством во всем». Как и следовало ожидать, и на святой земле он остался верен себе.
…
Кто вкусить не может пищи дорогой,
Будет сыт и земляникою лесной;
В битве конь сойдет парадный, если болен боевой.
Друг разумный, согласишься ты со мной:
Коль беда придет, и сляжешь ты больной,
И вина добыть не сможешь, жажду утолишь водой.
|