Предыдущая Начало Следующая
В.А.Беднов Православная Церковь в Польше и Литве от Казимира Великого до Сигизмунда III
стр. 3
борьбы из-за русских областей с Любартом, князем Волынским, Казимиру приходилось считаться. Фактически католические кафедры в Галицкой Руси появляются только при преемнике Казимира Великого Людовике Венгерском, Галицкий наместник которого Владислав Опольский особенно энергично принялся за насаждение здесь католичества. По свидетельству одного францисканца, в 1372 г. в Галицкой Руси не было ни кафедральных, ни приходских церквей, не было даже священников (католических), и среди массы неверных и схизматиков можно было найти лишь немного католиков. Но в 70-х годах XIV в., благодаря деятельности Владислава Опольского, правившего Русью с 1372 по 1379 г., католичество получает здесь прочную организацию[19] . Деятельность его в этом отношении была настолько энергичной и полезной для католичества, что папа Григорий XI отзывался о нем с большой похвалой и в своей булле от 3 марта 1375 г. называет его dux zelo christianae religionis inductus[20]. Для уловления в католичество русских схизматиков и неверных при Людовике Венгерском в Галицкую Русь были вызваны fratres minores (францисканцы), которые должны были заниматься здесь миссионерством. 19 ноября 1371 г. папа Григорий XI просил Гнезненского архиепископа и вообще польских епископов, чтобы они оказывали свое покровительство и защиту этим монахам[21]. Затем буллой своей Debitum pastoralis officii (13 февраля 1375 г.) тот же папа Григорий XI вторично объявляет об открытии в Галиче, Перемышле, Владимире и Холме католических кафедр, причем Галич называется архиепископией, а епископы трех остальных городов объявлялись суффраганами Галицкого архиепископа[22]. Названные кафедры открывались постепенно, и при их открытии не обходилось без притеснений православия. Так, при открытии архиепископии в Галиче у православных была отнята соборная церковь и обращена в костел, вместе с тем католическое арцибискупство было снабжено имениями и селами, отнятыми у православной кафедры[23]. Таким образом, православная церковь в Червоной Руси со времени польской оккупации последней перешла из положения государственной и господствующей на степень церкви второстепенной, только терпимой, а с 70-х годов XIV в. прямо-таки теснимой.
Да и как могло быть иначе там, где государем был католик, ряды местной администрации пополнялись католиками и где католикам предоставлялось больше прав, свобод и преимуществ, чем православным? Ничего поэтому нет удивительного в том, что к началу XV в. полонизация и католичество пустили здесь корни, и польско-католический элемент в Галицкой Руси занимает господствующее положение, так что эта Русь по своей внутренней организации и обычаям значительно отличалась от других русских земель
Но одного политического обособления Галицкой Руси от последних для поляков было мало: они постарались обособить ее и в церковном отношении. Под конец своей жизни Казимир Великий пришел к мысли дать оккупированной им Руси особое, вполне самостоятельное церковное устройство, освободив ее от зависимости Киевскому митрополиту. В 1370 г. он потребовал от константинопольского патриарха Филофея, чтобы тот дал для Галича особого митрополита на том основании, что Галич якобы «был престолом митрополии от века веков». Кандидатом в галицкие митрополиты польский король выставил какого-то южнорусского епископа Антония; в случае неисполнения патриархом его требования, король грозил «крестить русских в латинскую веру». Филофей исполнил требование Казимира и, назначив Антония Галицким митрополитом, временно подчинил его ведению и епархии: Холмскую, Туровскую, Перемышльскую, Владимирскую[24]. Таким образом, православная церковь в Галицкой Руси встречает сильного врага в лице польского правительства и покровительствуемого последним католичества. Православие, пользующееся юридически свободой и неприкосновенностью, фактически подвергается притеснениям и ограничениям не только в сфере политических отношений, но и религиозных.
Примечания:
[1] Территория, населенная литовцами, занимала менее 1/10 доли всего Литовско-русского государства Журн. Мин. Нар. Просв. 1893 г., март, с 80 (статья проф. Леонтовича Ф. — Очерк истории Литовско-русского права)
[2] Антонович, Монография, т. 1, с. 30—31 и 34
[3] Ibid, с. 40
[4] И. Чистович, ч. 1, 16—17, Макарий, т. IV, 129, ср. Антонович, Монографии т. I, с. 84— 85
[5] Сын Миндовга Воишелг, бывший монахом, братья упомянутого выше, по выражению летописи, окаянного, беззаконного, проклятого и немилостивого Тройдена — Сурьпутий, Лесий и Свелкений «держаще правую веру крестьяньскую, преизлиха любяще веру и нищая», потом, сын того же Тройдена Римонт не только принял православие, но даже монашество и под именем Елисея подвизался в Лавришевском монастыре, в XIV же веке стремление литовских князей к православию, как видно из сказанного выше, усиливается Полное собрание русских летописей, т II, с 204 и 345
[6] Антонович, Монографии... т. 1, с. 84, 86.
Предыдущая Начало Следующая
* * * |