Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

О.В. Мареева
Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти
стр. 2


Стемма — золотой обруч, надетый на матерчатую шапочку, увенчанный крестообразно сложенной дугой, в перекрестии которой, устанавливался драгоценный крест.

421 В мемуарах Анны Комниной, дочери императора Алексея Комнина, описывается царская стемма, окружающая голову в виде полушария: «...она со всех сторон украшена жемчугом и драгоценными камнями, из которых одни лежат на ней, а другие свешены, потому что на висках справа и слева спускаются нитки жемчуга и камней и ударяются о щеки. Это-то и есть отличие собственно царской одежды. Венцы кесарей только по местам украшаются жемчугом и камнями и сверху не имеют полушария»11. Кроме подвесок, так называемых «катасист», по определению Твайнинга 12, отличительной особенностью стеммы был увенчивающий ее крест. Таким образом, кесарская корона — скиадий отличалась от царской короны — стеммы тем, что не имела дугообразного перекрытия увенчанного крестом и длинных жемчужных подвесок у висков. Об этом же пишет Д.Ф. Беляев 13. Данные типы головных уборов прослеживаются и в византийском изобразительном и прикладном материале, отражая следующие хронологические тенденции. В византийском искусстве Х — самого начала XI в. императоры изображались в парадном головном уборе, представляющем собой драгоценный обруч средней ширины, надетый непосредственно на голову так, что из под него и над ним были видны волосы, т.е. этот головной убор происходил из диадемы. Обруч имел богато украшенную центральную налобную часть и подвески, свисающие по бокам у щек — «катасисты». Это типичный образец ранней формы византийской стеммы, принятой при императоре Юстиниане, что отмечает Л. Твайнинг 14. Примером изображения подобного головного убора византийских императоров может служить часть костяного резного триптиха с изображением византийского императора, датирующегося Х веком, из Вашингтонского музея 15, костяная плакетка «Коронация Константина VII Багрянородного», середины Х в., из ГМИИ 16. В аналогичных венцах-диадемах с подвесками, ранней форме стеммы, представлены император Отгон II и императрица Феофано в сцене венчания их Христом, также Х в., из музея Клюни в Париже 17. Постепенно, в XI в., головной убор византийских императоров меняется: обруч становится значительно выше, расширяется к верху и совсем закрывает волосы, приобретая характер стеммы-«модиолис», как определяет этот головной убор Л. Твайнинг 18. Таким он изображен на миниатюре «Триумф Василия II над врагами» из Псалтыри Василия II, XI в., из Библиотеки Маркиана в Венеции 19, и миниатюре с изображением императора Никифора III из Поучения Иоанна Крестителя, XI в., из Национальной
422 Библиотеки в Париже 20. Головные уборы императоров на этих миниатюрах, несмотря на новую форму, сохраняют прежнюю систему декора: богато декорированную центральную часть с большим драгоценным камнем и подвески у висков. Отличие по сравнению с Х в. составляет укороченный вариант подвесок-«катасист» и отсутствие креста. Возможно, императорский венец XI в. надевается уже не на непокрытую голову, а на матерчатую шапочку, верх которой иногда слегка выступает над венцом, как на миниатюрах из «Слов» Иоанна Златоуста «Монах Савва, читающий императору»21 и «Христос, венчающий Михаила VII Дуку и Марию Аланскую»22. К XII в. стемма приобретает полукруглый верх, крепящийся над обручем-диадемой с центральной полукруглой комарой и представляющий собой перекрестие из нескольких украшенных жемчугом дуг с навершием-крестом и длинными подвесками, спускающимися чуть ли не до плеч. Стемму подобной формы Твайнинг называет «камилафкой» и относит ее появление к комниновскому периоду 23. Примером такого головного убора может служить так называемая корона Стефана, присланная в дар венгерскому королю Гейзе (1074—1077 гг.), детальный разбор которой приводят Н.П. Кондаков 24 и Г-Н. Бочаров 25. Специальную работу посвятил этой короне Жозеф Дир 26, который, однако, связывает форму венгерской короны с византийским императорским шлемом, украшенным зубчатой диадемой, ведущей свое начало от императорского «стефаноса» VIII в. Считается, что этой короной впервые был коронован венгерский король Стефан I. С XI в. корона претерпела многие злоключения: ее неоднократно похищали, прятали, передавали из рук в руки 27. Интересно проследить, как с изменением статуса своего владельца корона меняла форму. Древнейшая часть короны св. Стефана представляет собой диадему, т.е. металлический обруч, украшенный, по обычаю византийских венцов, большими драгоценными камнями, посаженными в гнезда в четырехугольных полях, и четырехугольными эмалевыми пластинами с фигурными погрудными Деисусными изображениями. К этому же обручу Н.П. Кондаков 28 относит два полукруглых щитка (спереди и сзади) с эмалевыми изображениями, из которых одно лицевое является очельем. Эту часть короны он определяет как константинопольскую работу. Внутри древней венгерской короны, состоящей из обруча с полукруглыми эмалевыми щитками на очелье и затыльнике, с самогo начала, должна была находиться еще матерчатая тулья, с которой все вместе составляет особый вид скиадия, или шапки.

423 Форму стеммы короне придало перекрестье дуг с эмалями западного происхождения и латинскими надписями, которое Н.П. Кондаков считает западной работой начала XII в.29 (притом, согласно форме этого предмета, данная часть, по мнению Н.П. Кондакова, была простой церковной звездицей, приспособленной и припаянной внутрь обруча уже в

* * *

Оглавление темы     Примечания