Так, проекция масонского храма тяготеет к «длинному», или двойному, квадрату, то есть прямоугольнику, у которого большая сторона равна сумме двух меньших сторон, где можно отыскать соотношение Золотого Числа. Ж.М.Рагон пишет об этом так: «Форма эта представляет собой коридор или дорогу, ведущую Запад к Востоку, то есть к Свету». Еще один автор-масон Жюль Буше сообщает нам, что эзотерическое название масонского прямоугольника — «квадрат-луна» и центры двух квадратов, его составляющих, представляют собой два дня равноденствия». Пентаграмма, порождающая пятиугольник, в Древнем Египте считалась символом бога Гора, сына Солнца, распоряжавшегося временами года и являвшегося источником любого движения, любой жизни. На уровне микрокосма пентаграмма является прообразом человека, ибо человек, когда он совершенен, прекрасно в нее вписывается. На этом основании пятиугольник почитали пифагорейцы, упорно пытавшиеся проникнуть в тайну чисел. «Пять, — утверждали они, — олицетворяет суть постулата о Боге, родившемся из небытия. Оно отрицает все способности существа, за исключением разума».
Таким образом, как мы уже говорили, пятиугольник символически возвращает нас к кораблю-саркофагу. Вот что пишет анонимный автор-масон, подписывавшийся псевдонимом Плантагенет: «Неслучайно пятиконечную звезду иногда помещают в центр пятиугольника, представляющего собой сечение изголовья гроба. Соединяя между собой пять символических концов, получаем второй гроб, а если продлить концы к центру, то и третий. Так что это подтверждает, если не вывод о том, что живое знание можно получить только после того, как трижды пройдешь через символическую смерть, что отображается переходом с одного уровня на другой, после того как трижды избавился от заблуждений, порожденных невежеством, нетерпимостью, порождающей фанатизм, и тирании застывших формул, угнетающих разум».
Что до пентаграммы, то даже католический автор монсеньор Мерен сделал весьма любопытное наблюдение. «Пентаграмма, — пишет он, — которой поклонились франкмасоны, восходит к манихейству, откуда они заимствовали много символов».
Возможно, заметят, что эти рассуждения о геометрическом плане замка Монсегюр «притянуты за уши»... План замка вполне может быть случайным, ничего не значащим, а потому ничто не наводит нас на вывод о том, что, если замок контурами напоминает пятиугольник с примыкающим к нему прямоугольником, значит, его строители материализовали в камнe символы таинственного учения. Подобное замечание имело бы смысл, если бы бы не знали, что замок строили по заказу катарских проповедников, следовательно, по указаниям, кои они давали архитекторам, и если бы от нас был скрыт эзотерический характер религии катаров.
Нашу убежденность в том, что план Монсегюра был тщательно продуман, дабы с его помощью можно было выразить сложную символику, подтверждают серия находок, сделанных в последнее время в краю катаров.
Находки эти полны символов, которые мы только что рассмотрели. Звезда-пентаграмма, порождающая пятиугольник, изображена на стене в замке Пьес (деп. Од), где проводился синод катаров, и в пещере Ломбрив (деп. Арьеж), служившей убежищем Совершенным. Аналогичное изображение мы видим на дискообразной стеле, найденной в Барейне (деп. Од), которая нахоится в музее в Лиму. В самом Монсегюре, на вершине неподалеку от замка, в 1964 году нашли свинцовую пятиугольную пластину; похожая, но сделанная из терракоты, была найдена приблизительно в то же время в окрестностях замка Керибюс; подобные пластины, только каменные, с вырезанными на них соответствующими знаками, были найдены в разных уголках Окситании… Эти предметы не предназначались для практических нужд и служили, скорее всего, амулетами и медальонами, увековечивая изображенный на них еимвол, а возможно, являясь и своего рода магической защитой их владельцев.
Самой примечательной находкой можно считать изображение в пещере, именуемой Вифлеем, в Юсса (деп. Арьеж). Это пятиугольник, врезанный в вертикальную скалу, причем так глубоко, что человек в полный рост, раскинув крестом руки и ноги, вполне может вписаться в него, положив кисти рук, ступни и голову в пять выемок, вырезанных в каждом из пяти углов. Подобного рода ниша была, без сомнения, вырублена для соискателей посвящения, дабы они могли принять позу Совершенного человека, представленного на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Пещера в Юсса, без сомнения, служила убежищем для Совершенных катаров. Размышляя об этом любопытном памятнике, Рене Нелли, вспомнив, что богомилы представляли живого Христа в виде человека, раскинувшего руки и ноги наподобие буквы Х (начальная буква греческого написания имени Христос), пишет: «Возможно, для окситанских катаров пентаграмма символизировала человека материального, а звезда, в кою он был заключен, — Дух спасительный».
…Не является ли Монсегюр воплощением символического комплекса из пещеры Юсса? В таком случае не символизирует ли донжон, находящийся у западной части стены, куда не проникает свет и пропорции которого равны двойному квадрату, темный проход, ведущий посвященного к Востоку, к свету, к пятиугольной стене, где после символической смерти и второго рождения, т.е. инициации, человек становится Совершенным, а значит, вписываемым в звездоподобную пентаграмму, и наконец находит в плане духовном свое истинное место. Иными словами, не является ли Монсегюр не только крепостью, но и храмом?
Фернан Ньель - окситанец, увлеченный и опытный скалолаз, прекрасно знает свой родной край, не один десяток раз поднимался на вершину Монсегюра… С измерительными приборами в руках он исследовал все закоулки замка. Инженер по образованию, он прекрасно разбирается в математике и архитектуре; наконец, он обладает глубокими познаниями в области истории религий и даже написал труд, посвященный культуре мегалитов, снискавший успех в научных кругах.
|