Однако по мере того, как фатимидский Египет неуклонно близился к своему закату, уменьшалось и могущество его флота. Это со всей очевидностью проявилось с появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, первостепенной задачей которых для удержания внутренних районов Сирии было сохранение под своей властью прибрежных городов. Египетский же флот, единственная морская сила мусульман, которая могла бы прийти на помощь этим городам, действовал неэффективно, если не сказать, что он вообще бездействовал (12).
10 сентября 1171 года во время пятничного богослужения Салах ад-Дин, поднявшись на кафедру в мечети, назвал имя аббасидского халифа ал-Мустади (1170-1180 гг.), а неделю спустя при тех же обстоятельствах он впервые не упомянул имени фатимидского халифа ал-Адида (1160-1171 гг.), который вскоре неожиданно заболел и умер, по некоторым данным так и не узнав, что он смещен своим министром. По другой версии он узнал и отравился. Наконец, по третьей версии, при первых признаках недомогания, он был помещен в отдельную комнату, которая была заперта на несколько дней. Когда же ее открыли, то нашли там бездыханное тело халифа (13). Так прекратила свое существование династия Фатимидов (910-1171 гг.), уступив место новой - Аййюбидов (1171-1250 гг.), фактическим основателем которой стал Салах ад-Дин Абу ал-Музаффар Йусуф ибн Аййюб (1138-1193 гг.). Выдающийся полководец и политический деятель, египетский султан с 1171 по 1193 год - Салах ад-Дин был по происхождению курд (его дед, Шади, происходил из курдского племени равадия). Он родился в Текрите на Тигре в 1138 году. Когда ему был всего год от роду, вместе с семьей он переезжает в Ба`лакк, куда его отец был назначен наместником. В юноше скорее проявлялся интерес к теологии, чем к военному делу. Поэтому-то он с такой неохотой принял участие в первом египетском походе в 1164 году. "По-родственному пристроенный" к штабу своего дяди, находившегося на службе у сельджуко-тюркских правителей из дома Зенгидов (1127-1222 гг.), Салах ад-Дин, по-видимому, не помышлял о том, что через несколько лет волею феноменального стечения обстоятельств и собственных способностей он в качестве военного диктатора овладеет Египтом (14).
Однако именно этот поход стал основополагающим в его политической карьере, кардинально изменив его судьбу и обозначив начало нового рода деятельности, которая была посвящена решению трех основных задач: возвращение Египта в лоно суннитского ислама, объединение Сирии и Египта под единой властью и, пожалуй, самая важная - изгнание крестоносцев.
К этому времени в руках крестоносцев находились многие города сирийского побережья, в том числе Аскалон - восточные ворота Египта - захваченный в 1153 году; Акка, утраченная мусульманами в 1104 году; Тир, который постигла та же участь в 1124 году; усилились набеги на египетские города: Александрию (15) , Дамиетту, Тиннис, Рашид.
Понимая, что без реальной морской военной силы защитить побережье невозможно, Салах ад-Дин с первых же дней прихода к власти стал уделять особое внимание усилению военно-морских сил Египта. С этой целью Салах ад-Дин провел ряд мероприятий.
Во-первых, египетский султан создал специальный административный орган - диван по делам военно-морского флота, известный под названием "диван ал-устуль" (диван флота). О том, кто возглавлял это ведомство в 1176 году (579 хиджры) ничего неизвестно, кроме того, что это был один из приближенных, верных султану людей и что Салах ад-Дин издал предписание правителям всех областей Сирии и Египта выполнять все, что он потребует для обеспечения флота. В 1191 году Салах ад-Дин "передал этот диван своему брату Малику Адилю Абу Бакру Мухаммаду ибн Аййюбу. А инспектором и секретарем его был назначен Сафи ад-Дин Абдаллах ибн Али ибн Шукр" (16). В распоряжение этого дивана был отдан город Файум с его окрестностями. В задачи этого министерства входило снабжение флота и его строительство, а также снабжение судоверфей всем тем, что требовалось для строительства, то есть оборудованием, строительными материалами и прочим.
Салах ад-Дин выделял для этого дивана значительные суммы, получая их из окрестностей Файума, военного имущества, выручки от продажи соды, которая достигала в это время 8000 динаров в год, а также "заката", сумма которого превышала 50000 динаров, платы за наем кораблей дивана и ряда других источников.
Во-вторых, Салах ад-Дин повелел для постройки кораблей использовать ресурсы не только самого Египта, но и Сирии, откуда вывозилось железо, добываемое близь Бейрута, кедр и итальянская (или каменная) сосна, которые произрастали в горах Ливана. Для закупки древесины, железа, воска был заключен ряд торговых соглашений с итальянскими республиками. Также в Александрии существовал диван, известный под названием "ал-матджар ас-султани", для приобретения различных товаров, ввозимых в Египет и необходимых для армии и флота, как то: древесина, железо, шерсть, ткани. Все это покупалось на средства налога (хумс), которым облагались купцы.
При Салах ад-Дине было упорядочено взимание пошлины с европейцев. Размеры варьировались от видов товаров: с древесины и сукна всех цветов - 10 %, с золотых слитков - 6%, с серебряных слитков, золотых и серебряных монет - 4%. Не облагались лишь тонкие меха и драгоценные камни, ввозимые генуэзцами. Так, по сообщению ал-Кади ал-Фадля, ежегодная пошлина, взымаемая с иностранных купцов, составила в 1191 году 28613 динаров (17).
Салах ад-Дин, считавший "своей миссией уничтожение крестоносцев, хорошо принимал соотечественников этих же самых крестоносцев, если они выступали в качестве купцов, ввозивших лес для сооружения судов, смолу, деготь, различные металлы, оружие и тому подобное". В свою очередь европейские купцы, несмотря на призывы пап не вести торговлю с "неверными", усердно расширяли коммерческие связи с мусульманским Востоком (18).
|