Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 

Вардгес Суренянц. Женщина-рыцарь

Вардгес Суренянц. Женщина-рыцарь

 

 

Женщины в мирное и военное время: роль европейских женщин в осаде Акры

Карен Ларсдаттер

Перевод с английского Ирины Акуловой.
На русском языке публикуется впервые.

Август 2008 г.
Правами на публикацию данных материалов по поручению переводчика распоряжается администрация портала "Монсальват". Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается без согласия автора перевода.

Выражаю признательность Ирине Акуловой
за любезное предоставление перевода порталу "Монсальват".

 

Мы обычно думаем о крестовых походах, как о времени, когда мужчины уходили и сражались с неверными, а женщины - их жены, дочери, сестры и матери - терпеливо ждали их дома. Одним из наиболее трогательных изображений "Вдовы крестоносца" является памятник двенадцатого века графу Хью де Ваудемонту и его жене, Анне Лорранской. Хью был заключен в тюрьму в Святой Земле на шестнадцать лет; когда о его смерти стало известно, Анне многократно предлагали снова выйти замуж, но она всегда твердо отказывала. Скульптура в монастыре Бельвала в Лорране в Нанси навсегда запечатлела момент, когда граф Хью вернулся к своей Анне. (1)
Тем не менее, мы должны помнить, что история об Анне и Хью - одна из очень не многих со счастливым концом. Даже во времена, когда защита собственности крестоносцев была вверена короне, испытания этих женщин, оставленных присматривать за домом и семьей, могли привести в совершенный ужас. Жена Уильяма Трусселя, например, была убита, едва прошло шесть недель после ухода ее мужа в крестовый поход в 1190 году, ее тело было брошено в яму.(2)
Баллады того времени были настояны на горько-сладких историях разлученных влюбленных, как в «Ahi! Amours», написанной Кононом де Бетюном, примерно за год до начала осады Акры:

Ahi! Amours, con dure departie
me convendra faire pour le meillour
ki onques fust amee ne servie!
Deus me raimant a li par sa doucour
si voirement que m’en part a dolour.
Las! qu'ai je dit? Ja ne m'en part je mie:
ains va mes cors servir nostre seignour,
Mes cuers remaint del tout en sa baillie.

О, любовь! Как тяжело будет мне
покинуть лучшую женщину, которую
я когда-либо любил или которой служил!
Возможно, Бог, в милости своей, укажет
мне путь к ней, таким же верным, как я
Ее покинул в печали.
Увы! Но что я сказал? Я вовсе не покидаю ее,
Если мое тело идет служить
Господу нашему, мое сердце
полностью остается в ее власти. (3)

 «Ahi! Amours» – лишь маленький образец огромного количества песен, современных осаде Акры, которые были написаны похожими строками, либо от лица лорда в крестовом походе или от лица дамы, которую он покинул (the chansons de femme) – очаровательной формой пропаганды, которая продолжает изучаться.
Крестовые походы до некоторой степени оживили представление об изысканной любви. Отправление в Святую Землю разделяет поэта и его даму, принося ему огромное горе и страдание; и все же в сердце он знает - она будет презирать его, если только он останется дома, а это будет означать, что он потерял ее. (4) Это, конечно, отступление [от тематики] песен Первого и Второго Крестовых походов, которые, большей частью, повторяли пункты проповеди Папы Римского Урбана II на Соборе в Клермонте; это была эра, когда казалось, что земная любовь, а не любовь к Богу, вдохновляла мужчин взять крест. Рутледж, тем не менее, предложил другой источник внезапного появления обилия любовных баллад, возникших в ранние годы Третьего Крестового похода.
Основные черты, характеризующие выражение  «fin'amor» в песнях томящихся страстью трубадуров, труверов и миннезингеров - неизбывный драматизм и восхваление возлюбленной. Эти особенности могут быть развиты множеством способов. Например, если драматизм неразрешим, мы можем узнать, по какой причине: дама с таким возвышенным характером и статусом, так «далека» от влюбленного, что он отчаивается когда-либо достигнуть высоты, где она прибывает. Могут быть и другие препятствия и опасности: действительное расстояние, соперники, сплетники или робость влюбленных. Нетрудно увидеть, как такие элементы любовной песни могут переходить в крестоносные идеи. Неразрешенная страсть может выражать еще не утоленное намерение двинуться в Крестовый поход, или может быть использована, чтобы предложить идею путешествия, которое представляется слишком долгим и конец которого трудно различим.(5)
В действительности, тем не менее, было некоторое количество женщин, которые пошли в Крестовый поход несмотря на факт, что папская булла, начавшая Третий Крестовый поход, запретила женщинам в нем участвовать. Даже папа Римский Урбан II в своей проповеди призвавший к оружию на Соборе в Клермонте в 1095 году и, тем самым, побудивший к этому Крестовому походу, советовал женщинам не давать крестоносных обетов, так же как и пожилым, немощным, духовным лицам и монахам. Однако обещание вечного воздаяния в грядущем, могло, как кажется, определенно перевешивало попытку Урбана отговорить их.

 

Следующая

Оглавление темы