Походы крестовые — так называются военные экспедиции,
имевшие в виду интересы христианской религии и церкви и направлявшиеся
сначала (с конца XI в.) на Восток против мусульман, а потом также против
еретиков и языческих народов. Крестовые П. на Востоке против мусульман
тянулись непрерывно два столетия, до самого конца XIII в. Их можно рассматривать
как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая
началась еще в древности и не окончена до сих пор. Они стоят наряду с
такими фактами, как греко-персидские войны, завоевания Александра Вел.
на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок. Крестовые
П. не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени
форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными
преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными
для Европы: в истории европейской цивилизации крестовые П. создали эпоху.
Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся
и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало
резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение
обоих миров стало неизбежным, тем более, что как христианство, так и ислам
одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые
успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью
европейской христианской цивилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину,
Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII стол. было для Европы критическим
моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю,
а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исаврийца и Карла
Мартелла спасли Европу от непосредственной опасности, а дальнейшее распространение
ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского
мира, который был до тех пор страшен именно своим единством. Халифат раздробился
на части, враждовавшие друг с другом. Во второй половине Х в. восточная
империя, постоянно остававшаяся передовым постом Европы против Азии, получила
даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее: Никифор Фока
завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию. В XI в. положение дел на
Востоке вновь изменилось в неблагоприятном для христиан смысле. Византийский
престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые государи, притом
беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказалась тем более
опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала
грозить серьезная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджукские
турки совершали свое наступательное движение на Запад, приведшее к освежению
и опасному сосредоточению сил ислама. Турки-сельджуки, под предводительством
Шакир-бека (ум. в 1059 г.) и Тогриль-бека (ум. в 1063 г.), подчинили своей
власти большую часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира, Альп-Арслан, опустошил
Армению, потом значительную часть Малой Азии (1067—1070) и взял в плен,
при Манцикерте, императора Романа Диогена (1071). Между 1070 и 1081 гг.
сельджуки отняли у египетских Фатимидов Сирию и Палестину (Иерусалим —
в 1071—73 г., Дамаск в 1076 г.), а Сулейман, сын Кутулмиша, двоюродного
брата Тогриль-бека, отнял к 1081 г. у Византийцев всю Малую Азию; Никея
стала его столицей. Наконец, турки взяли и Антиохию (1085). Вновь, как
в VIII в., враги были под самым Константинополем. В то же время европейския
провинции империи подвергались (с 1048 г.) беспрерывным вторжениям диких
печенегов и узов, которые производили страшные опустошения иногда под
самыми стенами столицы. Особенно тяжелым был для империи 1091 г.: турки,
с Чахой во главе, готовили нападение на Константинополь с моря, а печенежская
орда стояла на суше под самой столицей. Имп. Алексей Комнин не мог надеяться
на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной
степени исчерпаны за последние годы в войне с итальянскими норманнами,
пытавшимися утвердиться и на Балканском п-ове. На Западе к концу XI в.
целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва
на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей: чрезвычайно
усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее
себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных
паломничествах. Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину,
ко Гробу Господню; в 1064 г., напр., архиепиекоп майнцский Зигфрид отправился
в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали
таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось
проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Гаким велел
в 1010 г. разрушить храм св. Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого
события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по
смерти Ганима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение
в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными,
дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами
мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали
в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби
о печальной участи св. мест и сильное негодование против неверных. Кроме
религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие
в том же направлении.
|